Где брать энергию аппаратам морского базирования и, прежде всего, всевозможным морским дронам — то есть плавучим роботам? Вопрос очень важный потому, что количество таких аппаратов растет буквально день ото дня. И вот американская компания представила свою версию нового плавающего дрона, которая является полностью автономной энергетической платформой.
Давайте-ка вспомним, на какой энергии работал "Наутилус" легендарного капитана Немо из романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой"? Конечно на электрической, запасаемой в очень мощных аккумуляторных батареях. Однако вспомните, а как он её получал? Дело было достаточно хлопотным даже в романе, а уж в реальной жизни зарядка аккумуляторных батарей подводных лодок это ведь настоящая проблема, если только, конечно, у вас дизель-электрическая подводная лодка, а не подводный атомоход. Для этого лодке необходимо всплывать и идти под дизелями, дожидаясь зарядки этих самых батарей, что на все это время такую лодку полностью демаскирует.
На дрон небольшого размера ничего такого, не говоря уже об атомном реакторе, поставить нельзя. И вот тогда-то специалисты из Liquid Robotics и решили оснастить свой аппарат гибридной силовой энергоустановкой, сочетающей генератор, превращающий в энергию силу волн, и солнечные батареи. Ночью в штиль электричество ему поставляет литиевая батарея. Следовательно, новый аппарат можно эксплуатировать все 24 часа в сутки, семь дней в неделю, и без захода на базу для заправки топливом.
Предшественником Wave Glider версии SV3 был SV2, однако новый аппарат больше по размерам и, соответственно, может нести в два с половиной раза большую полезную нагрузку.
Причем, несмотря на то, что в сумме номинальная мощность обоих источников энергии не превышает четверти киловатта, даже в условиях мощных океанских течений, двигающихся "в лоб", такой аппарат сохраняет устойчивую скорость хода в один узел (примерно 1,8 км/ч), что, как считают разработчики данной серии аппаратов, для них вполне достаточным.
Читайте также: Беспилотник-бабочка и беспилотник-колибри
Размеры дрона 290×67 см. Вес полезной нагрузки увеличился и составляет 45 кг, а её объём — с увеличился 40 до 93 дм³. Теперь, по словам его создателей, даже такие энергоемкие системы, как гидролокатор, приборы для батиметрии и анализа изображений, смогут получать достаточное питание и без помех для прочего оборудования собирать и обрабатывать информацию о подводном и надводном окружении дрона.
Интересно, что именно дроны этой фирмы, включая Wave Glider SV2, на сегодня уже прошли по морям более 550 тыс. км, показав при этом стопроцентную выживаемость в любой шторм и полное отсутствие необходимости в текущем техническом обслуживании.
Новая модификация получила также увеличенную площадь солнечных батарей (их пиковая мощность теперь достигает 180 Вт), что позволяет уверенно работать его локаторам и датчикам (с пиковой мощностью до 400 Вт) даже в условиях полного штиля.
Понятно, что подобный аппарат должен иметь надежные системы связи и конструкторы позаботились о том, чтобы оснастить его по последнему слову техники: система связи дрона по умолчанию — Iridium 9602, однако он может работать также и по каналам GSM, Wi-Fi и Iridium RUDICS.
Операционная система робота позволяет ему отслеживать акустические сигналы от торпед и подводных лодок, чтобы затем по беспроводным каналам связи (включая закрытые) передавать информацию на корабли ВМС США или в специальные береговые центры. В то же время на дроне предусмотрена и система управления береговым оператором, точно таким же образом, как сегодня при помощи сигналов через спутник управляются и многочисленные БПЛА.
Хотя по заявлению Liquid Robotics потенциальные цели её аппаратов это научные исследования, присутствие в руководстве сразу четырёх адмиралов однозначно говорят о том, что, по крайней мере, некоторые версии Wave Glider SV3 уже готовы для военного применения. Они малозаметны для радаров, практически бесшумны (малая скорость и отсутствие винтов) и могут быть легко превращены во временно погружаемые. Наличие у новой версии возможности нести не только пассивные, но и активные гидролокаторы делает Wave Glider SV3 вполне эффективным средством отслеживания подводных лодок и других кораблей в открытом море.
Следует отметить, что на сегодня в морях и океанах развёрнуто около 200 аппаратов типа Wave Glider SV2 и по заверениям Liquid Robotics, очень скоро их будет более тысячи.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"