Представьте древнего египтянина из четвертого тысячелетия до нашей эры в феодальной Европе. Наш путешественник во времени без труда бы вписался в новый уклад жизни. Но закинь беднягу в XX, а то и XXI век, дело — табак, инфаркт обеспечен. При виде "огнедышащей колесницы" (автомобиля, несущегося с огромной скоростью) выходцу из Египта станет плохо.
А что же ждет нас через каких-то пару десятков лет? Научно-техническая революция будет продолжаться, в быту появятся новые вещи, которые изменят устоявшийся уклад жизни. У человека будет появляться все больше свободного времени, что сильно трансформирует наше сознание. Так что человек будущего — это будет совсем другой человек. Изобретений будет много. Полезных и бестолковых, развлекательных и опасных. Одно из открытий будущего — роботизированные автомобили. Беспилотные машины будущего, в первую очередь, призваны повлиять на безопасность на дорогах.
Как в свое время будничной практикой стало применение системы автопилотирования в авиасообщении, позволившей снизить нагрузку на летчиков при длительных перелетах. Или использование гарнитуры "хэндс фри", которая позволила разговаривать водителям по телефону. Также со временем водители смогут контролировать движение своего автомобиля, активно не участвуя в нем. Исследования в этой области ведутся уже более 70 лет. Первый автомобиль, перемещающийся на радиоуправлении, был представлен еще в 1939 году автогигантом General Motors на Всемирной выставке в Нью-Йорке. С тех пор автопроизводители серьезно ушли вперед, сведя к минимуму участие человека в движении самоуправляемого автомобиля.
Google-мобиль
Гонку самоуправляемых автомобилей возобновил поисковый гигант Goоgle в 2009 году, запустив проект "Беспилотного автомобиля" на базе гибридной машины Toyota Prius. Прототип автомобиля оснащен GPS-навигатором и лучевым лазером на крыше. Лазер воссоздает трехмерную модель пространства, окружающего движущийся автомобиль. А специальные сенсоры, размещенные по бокам Toyota Prius, отслеживают проезжающие мимо автомобили, наравне с пешеходами и различными преградами. Американская корпорация на протяжении более двух лет тестирует шесть самоуправляемых Toyota Prius и один Audi TT.
Каждый из автомобилей, по данным Google, прошел почти по полмиллиона километров без единого ДТП, что лучше показателя среднестатистического водителя. Это при том, что испытания так называемых driverless cars (автомобилей без водителя) проводятся не только на автополигонах, но и на улицах крупных городов. В частности на улице Ломбард-стрит в Сан-Франциско известной обилием резких поворотов, призванных сгладить 27-процентный уклон. В Google обещают, что к 2018 году новинка уже поступит в продажу.
"Не могу обещать, что "гугл-мобиль" появится в вашем гараже в следующем году. Мы намерены выпустить технологию в течение следующих пяти лет", — заявил один из разработчиков роботизированных автомобилей Google Энтони Левандовски на конференции Society for Automotive Engineers (SAE) в Вашингтоне. Однако не все эксперты разделяют оптимистичные прогнозы американского поисковика.
Так, издание ExtemeTexh считает, что появление на дорогах первых машинот Google не следует ожидать раньше 2020 года. Затормозить выход автомобиля на потребительский рынок может три фактора: во-первых, необходимость получать разрешение местных властей. На сегодня лишь Невада, Калифорния и Флорида позволили корпорации испытывать свои автомобили на улицах, и то на определенных участках дорог. Во-вторых, даже если через 5 лет Google выпустит новую технологию, то крупным автоконцернам потребуется еще какое-то время для запуска в серийное производство автомобилей, работающих с новой системой. И, в-третьих, какое-то время уйдет на то, чтобы Минтранс США проверил "умные" автомобили на безопасность.
Вы имеете право хранить молчание
С тех пор как в мае прошлого года беспилотный автомобиль впервые получил правовой статус (Департамент транспортных средств штата Невада выдал Google лицензию на тестирование самоуправляемого прототипа на общественных улицах), возникло множество юридических вопросов. Кто станет нести ответственность в случае ДТП: водитель автомобиля или его производитель? Пока нет юридической базы и широкого общественного обсуждения, вопрос остается открытым. Несмотря на то, что в Неваде уже утвердили правила безопасности для самоуправляемых автомобилей, безусловно, они будут корректироваться и дорабатываться.
А караван уже шел следом
За Google потянулись последователи. Группа ученых из Оксфордского университета разработала технологию беспилотного автомобиля RobotCar. Технология с сентября 2012года отрабатывается на базе японского электромобиля Nissan Leaf. RobotCar не нацелен полностью заменить собой водителя. Проект изначально разрабатывается для облегчения движения по хорошо знакомым маршрутам и в основном на небольшие расстояния. При первой поездке под управлением водителя автопилот запоминает маршрут, составляя 3D-карту окружающего пространства.
На втором этапе водитель уже может передать управление RobotCar. Основой пользовательского интерфейса выступает Ipad, который крепится на приборной панели, что позволяет пользователю легко переключаться между функциями автопилота и ручным управлением. Система RobotCar впередней части автомобиля оснащена радаром и камерой, двумя радарами в задней части автомобиля и пятью лазерами, размещенными вдоль всего автомобиля. Это позволяет автопилоту видеть происходящее в диапазоне 3600 и предвидеть аварийные ситуации.
Если, по данным RobotCar, водитель не успевает среагировать на возникающую угрозу, автопилот берет управление на себя. Несмотря на обилие аппаратуры, цена оксфордской разработки — основное преимущество перед гугломобилем и другими конкурентами. Пока что себестоимость прототипа системы RobotCar составляет 7750 долларов, но присерийном выпуске разработчики обещают снизить ее до 150 долларов.
Стоит отметить, что пока испытуемый Nissan Leaf ни разу не выезжал на улицы за пределы специально оборудованного автодрома в Оксфордшире. На подходе со своими разработками Daimler и Nissan. Интересный проект реализует компания Volvo при поддержке Еврокомиссии. С 2011 года шведский концерн разрабатывает технологию SARTRE — полуавтономные автопоезда, безопасные для окружающей среды. На поcледних испытаниях колонна из четырех автомашин прошла друг за другом на расстоянии 6 метров на скорости до 90 км/ч. При этом управлял автопоездом при помощи Ipad водитель головной машины.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"