В европейской исторической науке давно признан приоритет китайцев в изготовлении бумаги, изобретении пороха и компаса. А сейчас американские археологи обнаружили в Кении китайскую монету 600-летней давности, что уточняет время, когда китайцы смогли доплыть до побережья Восточной Африки, опередив европейских мореплавателей и негоциантов. В связи с этим открытием вновь разгорелись дебаты, мог ли китайский флотоводец Чжэн Хэ достичь берегов Африки.
Сенсация небольшая, поскольку представляет собой монету диаметром в 2 см с четырехугольной дырой по середине, чтобы связку таких монет можно было носить на веревке. Сделана она из меди с небольшой примесью серебра. Благодаря тому, что эта монетка соскользнула или слетела с порвавшейся веревки, и в свое время ее не подобрал чернокожий абориген, она досталась ученым-бессребреникам. Так, американские ученые из Иллинойского университета и Музея естественной истории имени Филда сделали свое замечательное открытие.
Дело не в самой монетке. Таких монет при третьем императоре китайской династии Мин Чжу Ди, который наряду с храмовым именем Чэн-цзу имел девиз правления Юн-лэ (1402-1424), отчеканили в огромном количестве, исчисляемом в миллионах штук. Тут дело в другом. Эту мелочь нашли в ходе раскопок на острове Манда (Manda), расположенного в ста метрах от юго-восточного побережья Кении.
В официальной "Истории династии Мин" записано: "После того как Чэн-дзу с помощью оружия утвердился в Поднебесной, он вознамерился подчинить своему авторитету десять тысяч стран (синоним множества — ред.) и разослал послов по всем четырем сторонам света для привлечения их ко двору". Вскоре после своего вступления на престол в 1402 году он приказал построить флот из 300 кораблей. Император Чжу Ди нуждался в упрочении своего положения, так как пришел к власти незаконно, свергнув своего племянника — сына умершего наследника престола. При этом, как сообщается в "Истории династии Мин", новый император "стремился показать иноземным странам силу своих войск, богатство и мощь Китая".
Под командой придворного евнуха, флотоводца и путешественника Чжэн Хэ между 1405 и 1422 годами было предпринято шесть больших морских экспедиций в бассейн Индийского океана, достигших берегов Аравии и Африки. По одной из версий, Чжэн Хэ должен был найти за морем союзников для совместной борьбы династии Мин с державой Тимура. В той же "Истории династии Мин" высказывалась еще одна спорная версия цели экспедиций: якобы Чжу Ди не был уверен в смерти низложенного племянника, подозревая, что тот скрылся за морем, и собирался его отыскать. Это последнее предположение историки считают наиболее неправдоподобным. Император-дядя знал, что его родственник сгорел во дворце при штурме Нанкина. По другой версии, племянник до конца своих дней жил в одном из буддийских монастырей.
Читайте также: Для кого опасна новая "китайская мечта"?
Флот первой экспедиции Чжэн Хэ (11 июля 1405 года) состоял из 62 больших, длиной до 40-50 метров, судов, число остальных в летописи не указывается. В состав экспедиции входило 27 800 человек: чиновники, офицеры, переводчики, писцы, счетоводы, врачи, лоцманы, купцы, грузчики, солдаты и матросы.
Младший ребенок в семье, которого нарекли Хэ, родился в 1371 году в городе Куньян провинции Юньнань, в семье по фамилии Ма. И отец, и дед его исповедовали ислам и имели звание хаджи. Значит, они совершили паломничество в Мекку. Оскопленному в 11-летнем возрасте подростку предназначена была судьба стать слугой в одном из богатых и знатных домов. Однако в 1385 году он попал в услужение к одному из сыновей основателя династии Мин — Чжу Ди, славившемуся своим полководческим даром. Молодой евнух тоже оказался способным воином. После воцарения Чжу Ди, на стороне которого участвовал Хэ, он в качестве награды получил от своего господина фамилию Чжэн и звание тайцзянь (высшего евнуха) в Управлении дворцовых евнухов.
"Чжэн Хэ был Христофором Колумбом Китая, — говорит куратор музея африканской антропологии в Чикаго Чапуруха Кусимба (Chapurukha Kusimba). — Замечательно, что мы, наконец-то, получили доказательства того, что Чжэн Хэ все-таки побывал в Кении". После смерти императора Чжу Ди в1424 году все связи с Африкой прервались, поскольку правители запретили своим подданным покидать пределы Поднебесной. В начале 1430-х годов была предпринята кратковременная попытка возродить активные связи с заморскими странами, но она заглохла вместе с кончиной знаменитого флотоводца Чжэн Хэ. Вскоре после возвращения из своего седьмого плавания, в 1435 г., Чжэн Хэ умер в Нанкине. Могила китайского адмирала не сохранилась.
Почти половину своей сознательной жизни Чжэн Хэ посвятил укреплению влияния китайской державы в Южных морях. Благодаря его морским экспедициям росли китайские переселенческие колонии, дан был толчок дальнейшему развитию частной торговли с другими государствами, совершенствовалась техника мореплавания. В китайских хрониках дошли до нас описания морских путешествий спутников Чжэн Хэ, в которых описаны 56 стран и множество городов. Еще с античных времен остров Манда превратился в важный торговый центр. В средневековых мусульманских летописях также упоминалась роль этого острова на торговых путях в Индийском океане. Археология своими находками подтверждает архивные источники.
Мюнхенский синолог профессор Родерих Птак (Roderich Ptak), автор фундаментального труда о китайском морском "шелковом пути", склонен скептически относиться к посещению экспедицией Чжэн Хэ африканского побережья. На его взгляд, китайцы перегружали свои товары на суда арабских перекупщиков, бросавших якорь в гаванях Персидского залива. Если морские торговые караваны из Поднебесной и приставали к берегам Африки, то происходило это крайне редко. Во всяком случае, одна-единственная монетка династии Мин могла попасть на африканский берег любыми другими путями совершенно случайно и еще не доказывает, что китайцы на самом деле высаживались в Африке задолго до европейцев.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"