"Коронованный муж" из Йемена был эфиопом

Библейской заповеди "Не сотвори себе кумира!" особенно рьяно следуют мусульмане. В арабском мире сохранилось считаное число статуй халифов или древних правителей. В одном из горных районов Йемена археологи обнаружили вырезанные в камне фигуры. История раннего ислама еще хранит множество тайн, хотя шаг за шагом ученые пытаются их раскрыть.

Немецкий археолог и преподаватель Гейдельбергского университета профессор Пол Алан Йюл (Paul Alan Yule) изучил барельеф, найденный им в Зафаре (Zafar, по-гречески Тафарон — Tapharon, латинское название Сапфар — Sapphar), приблизительно в 930 километрах к югу от Мекки. Это изображение кудрявого бородатого мужчины, увешанного бусами и драгоценностями. Юл датирует это изображение приблизительно 530 годом нашей эры.

Археологу удалось отыскать этот барельеф высотой 1,7 метра в скалистой горной местности Йемена. Как сообщает немецкий журнал Spiegel.de, занятие археологией в этих местах с недавних пор стало довольно опасным из-за обострения политической ситуации в стране. Во время своей последней поездки Йюл сбросил восемь килограммов, а его оборудование было конфисковано.

Читайте также: Библейский Давид все-таки был царем

Однако ученый доволен, что он смог прихватить с собой в Гейдельберг барельеф, разные артефакты и кое-какие останки. Йюл пришел к заключению, что в период с 110 года до нашей эры по 525 нашей эры Зафар был центром союза арабских племен, который контролировал территорию размером 2 миллиона квадратных километров, а его влияние простиралось вплоть до Мекки. Еще более удивителен вывод ученого о том, что жившие в горной местности правители признавали Библию. Изображенный на барельефе "мужчина в короне", по мнению археолога, также был христианином.

Свой отчет о проделанной работе Пол Йюл опубликовал в журнале Antiquity. Фигура босого человека типична для изображения коптских святых. В левой руке он держит пучок веток, символизирующий мир. Посох с перекладиной напоминает христианский крест. Кроме того, его корона напоминает те, которые носили христианские правители древней Эфиопии. Предположительно этот человек с нетипичным круглым лицом — потомок завоевателей из Африки, которые в древние времена осуществили одну из самых смелых военных операций. В 525 году нашей эры негус, или полностью "царь царей" — нгусэ нэгест, Аксум (Aksum) послал флот через Красное море. Солдаты и боевые слоны переплыли водную гладь на непросмоленных, похожих на плоты судах, чтобы распространить Евангелие. В следующие десятилетия армия эфиопского царя покорила значительную часть Аравии.

Первым делом была захвачена город-крепость Зафар, находившаяся на потухшем вулкане на высоте 2800 метров над уровнем моря. Длина крепостных стен с башнями составляла четыре с половиной километра. Приблизительно 25 тысяч человек жили в столице Зафаре. По мнению Пола Йюла, между III и V столетиями союзу племен удалось закончить свой "блицкриг" и превратиться в супердержаву. Его купцы торговали сандаловым деревом с острова Цейлон и валерианой из Персии. Суда торговцев специями из Индии и благовониями из Аравии бросали якоря в порту Адена.

Немецкий археолог обнаружил винные амфоры, остатки дорогих приправ для рыбы и дворцы, украшенные сфинксами и львами. В Зафаре проживала многочисленная еврейская диаспора. Среди жителей столицы были христиане, которые в 354 нашей эры построили церковь, а также арабы, поклонявшиеся старым языческим идолам. Период мирного существования этого мультикультурного сообщества закончился в V столетии.

Византийская империя не только осуществляла военную экспансию этого региона. Вооруженных до зубов воинов сопровождали христианские миссионеры, которые несли учение о Святой Троице пастухам, кочевавшим на краю песчаной пустыни Руб-эль-Хали, которая занимает больше трети Аравийского полуострова. Это также относилось к Зафару. Чтобы остановить триумфальное шествие христианства, отдельные арабские царьки обращались в иудаизм. В конце концов их примеру последовал весь правящий класс. С той поры здесь стали популярными такие имена как Иегуда и Юссуф.

Около 520 года нашей эры они напали на христианскую колонию Найран (Najran), истребив множество людей. Началась эскалация насилия в регионе. Акт возмездия осуществил Калеб (Kaleb), царь Аксумского царства. Он носил в волосах золотые украшения и сам управлял боевым слоном. Если верить источникам, его первый военно-морской набег был крайне неудачен. Но в 525 году он привлек дополнительные силы. При помощи военных кораблей византийцев он успешно высадился на другой стороне Красного моря. Барельеф "коронованного мужа" из Зафара был, вероятно, создан в это время. Пол Йюл расценивает его как образ христианского "царя-марионетки" эфиопов.

В южной Аравии эфиопский правитель ЙеменаАбрахаал-Ашрам контролировал громадную территорию. Он даже попытался освободить из тюрьмы епископов, удерживаемых персами в Нисибисе (Nisibis) (в современной Турции). Во время этого своеобразного крестового похода он восстановил разрушенные церкви в Найране и возвел новые в Марибе и Адене. Самый красивый храм с позолоченными дверями был в Санаа (Sanaa). В ней находился сделанный из эбенового дерева и слоновой кости алтарь. Утром лучи солнца проникали сквозь алебастровую панель в куполе. Византийцы посылали сюда своих мастеров, мрамор и мозаику. В результате появилось чудо архитектуры, подобного которому Аравия никогда прежде не видела. Церковь была разрушена, а ее богатства разграблены в VII столетии. На ее месте была воздвигнута мечеть. Барбара Финстер (Barbara Finster), археолог из баварского города Бамберга, обнаружила в мечети несколько колон, оставшихся от разрушенной церкви, а часть великолепной мозаики церкви в качестве трофея послали в Мекку.

Скорее всего, вражда между Санаа и Меккой тлела с самого начала. Средневековые мусульманские ученые сообщали, что Абраха ал-Ашрам построил эту великолепную церковь, чтобы переманить паломников из Каабы, наиболее священного места в исламском мире.

В 570 году Абраха ал-Ашрам послал воинов, чтобы разрушить Мекку. Известный арабист И. Ю. Крачковский писал: "Его войско сопровождал боевой слон, поразивший воображение мекканцев, назвавших этот поход "годом Слона" и датировавших затем события "до слона" или "после слона". В интерпретации суры 105 (Слон) Корана единственная причина неудачи состояла в том, что Аллах вооружил стаю птиц (в оригинале указан вид птиц — абабили, звучит страшно, но на самом деле это обычные береговые ласточки Riparia riparia — прим. ред.) "камнями из обожженной глины", которые падали на христианскую армию, так что они их "превратили в подобие нивы, [саранчой] изъеденной".

Существует предположение, что часть южно-арабских племен, бывшая в союзе с эфиопским правителем Йемена и принявшая участие в походе, отказалась вступать на священную территорию с оружием в руках. А в эфиопском отряде началась эпидемия, которую мусульманское предание связывает с тем, что он был побит камнями, которые бросали сверху птицы, насланные Аллахом для защиты святыню.

Некоторые западные историки полагают, что 570-й год — это истинный год рождения пророка Мухаммада. Ученый Ибн Исхак (Ibn Ishak), который написал первую биографию Пророка, заявляет, что глашатай Корана родился "в год Слона". Байдави повествует: "События эти случились в год, в котором родился Посланник Аллаха — да благословит его Господь, да приветствует. Год этот известен как "год Слона", и вот рассказ: Муж некий из племени кинана поклялся разрушить Мекку.

Выступил он в поход с войском, был у него мощный слон по кличке Махмуд, а также слониха. Готовясь к походу, снарядил он войско свое и велел привести слона. Но каждый раз, когда слона направляли в сторону Мекки, тот опускался на землю, не желая двигаться с места. Когда же направляли его в Йемен или в какую-либо другую сторону, он пускался вскачь. И тогда послал Аллах стаю птиц: у каждой птицы в клюве был камень, в лапках — два камня, каждый из которых больше зерна чечевицы и меньше горошины. Сбросили они камешки эти на воинство. Камешек попадал в голову воина и выходил со стороны спины, так что все они погибли".

Есть исторические свидетельства в виде надписи о том, что Абраха провел крупномасштабные набеги против непокорных арабских племен около Мекки в 552 нашей эры. Эту надпись можно интерпретировать в том смысле, что племя курайшитов, к которому принадлежал Пророк, иногда выступало на стороне христиан. Были ли они при этом союзниками? Мухаммад родился в городе, который стоял под сенью Креста? Есть свидетельства, что так могло быть. Например, христианское кладбище упомянуто в самой старой истории Мекки, написанной арабским историком Асраки (Asraki). В древней Аравии в запутанный клубок сплелись три авраамические религии. Но в конце концов победил Коран.

Читайте также: Соломоново решение суда и брат Иисуса

Но многое предстоит еще выяснить. Рождение мусульманской религии произошло во время серьезного природного катаклизма и других бедствий. Данные о климате говорят о том, что в южной части Аравийского полуострова в середине 6-го столетия случилась ужасная засуха. В 541 году началась эпидемия чумы, которая сокрушила весь Восток. И эпидемии, хотя и в меньшем масштабе, следовали одна за другой.

Именно эти напасти, вероятно, и привели к упадку Зафара. Йюл высказал предположение, что засуха нарушила "хрупкую экологию горной местности". Рогатый скот погиб от жажды, и закрома остались пустыми. Причиной, пишет Йюл, была "чума в Мекке".

Читайте самое интересное в разделе "Наука и техника"