Двустволка на гусеницах снова в бою?

В новом ХХI веке полевую дальнобойную артиллерию опять ожидают удивительные метаморфозы. ФГУП "Уралтрансмаш" и ЦНИИ "Буревестник" к середине 2012 года должны закончить государственные испытания новой российской САУ "Коалиция-СВ". Конструкторы решили вернуться к старой идее "двустволки на гусеницах" — к самоходной установке с двумя орудиями.

Эта история началась тогда, когда в 1862 году на первом башенном броненосце "Монитор", построенном в США, в броневой башне было установлено сразу два артиллерийских орудия, что, конечно же, повысило массу выбрасываемого ими металла. После этого данная традиция продолжилась и на других кораблях такого класса, а также на появившихся позднее броненосцах и линкорах.

Стремление повысить скорострельность привело к появлению сначала трех- а затем и четырехорудийных артиллерийских башен, однако на этом рост числа стволов на линкорах прекратился из-за опасения в случае удачного попадания со стороны противника лишиться сразу половины своей артиллерии.

В конце концов после Второй мировой войны в океане оказались линкоры и с двумя, и с тремя орудиями главного калибра в башнях, но все они вскоре пошли на слом, причем прогресс в развитии морской артиллерии привел, во-первых, к тому, что вместо многопушечных башенных установок во флоте остались только лишь одноорудийные (за исключением разве что малокалиберных зенитных установок с вращающимся блоком стволов), а во-вторых, их калибр был ограничен 127-130 миллиметрами. То есть более крупнокалиберные орудия современным кораблям оказались просто не нужны — а ведь они до этого всегда несли на себе орудия более крупного калибра, чем сухопутные.

Однако похоже, что в новом ХХI веке полевую дальнобойную артиллерию опять ожидают удивительные метаморфозы. В частности, прошла информация о том, что ФГУП "Уралтрансмаш" и ЦНИИ "Буревестник" к середине 2012 года должны закончить государственные испытания новой российской САУ "Коалиция-СВ".

Читайте также: Подводные авианосцы — воплощение старой идеи

Причем работы идут, несмотря на сделанное в 2010 году заявление министра обороны РФ о том, что разработка этого проекта будет прекращена. Уж больно, мол, машина хорошая, перспективная, а потому жалко ее бросать. Но почему одни ее расхваливают, тогда как другие скептически качают головами: мол, не пойдет и точка? В чем же тут дело и корень всех проблем?

Считается, что современные радары и компьютеры полностью изменили тактику применения как самоходных, так и несамоходных гаубиц, или, как их называют на Западе, орудий для стрельбы непрямой наводкой (Non-Line-of-Sight Cannon). Автоматизированные системы управления способны одновременно наводить на цель сразу десятки орудий, синхронизируя их выстрелы. Ну, а современные САУ могут работать в режиме "шквал огня" (MRSI — Multiple Rounds Simultaneous Impact), при котором несколько снарядов, выпущенных по разным траекториям из одного орудия, одновременно поражают цель.

Современный артналет мало похож на артиллерийскую подготовку времен Второй мировой войны. Никакой многочасовой пальбы и перемешивания позиций противника с землей. Сейчас все по-другому: в одно мгновение на некоторую часть территории противника практически одновременно падает несколько десятков снарядов, после чего она взлетает на воздух вместе с живой силой, техникой и всеми укрепленными сооружениями.

Однако жизнь и самой артиллерии тоже осложнилась. После первого же выпущенного снаряда радары противника мгновенно вычислят координаты выпустившего его орудия, передадут их своей артиллерии, и та первым же ответным залпом накроет позиции недруга. Так что, выпустив снаряд, самоходные артиллерийские установки должны как можно скорее покинуть свои огневые позиции — иначе им несдобровать. Еще совсем недавно у САУ на все это в запасе было около десяти минут, однако сейчас оно сократилось до трех-четырех минут и не более — настолько быстро сегодня стали работать военные компьютеры и системы связи!

Вот и пришла нашим конструкторам в голову вроде бы здравая мысль: поставить на САУ не один ствол, а два, то есть применить орудийную спарку вроде корабельной. Но так как погон башни сухопутной установки по весовым показателям нельзя сделать столь же мощным, как накорабле, то стволы орудий было решено соединить не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости на манер охотничьего ружья бокфлинт.

Известно, что отечественная САУ 2С19 "Мста-С", может стрелять с темпом до восьми выстрелов в минуту. То есть, добавив к ней всего один ствол, можно получить уже 16 выстрелов в минуту — больше, чем у опытной американской САУ XM1001 "Крестоносец" (в 2001 году проект был закрыт в связи с тем, что в будущем решено создавать машины массой до 20 тонн), у которой он 10 выстрелов в минуту.

Апологетики новой российской САУ пытаются доказать, что применение спаренной артиллерийской установки обеспечит повышение скорострельности за счет возможности одновременного заряжания двух стволов, что приближает "Коалицию-СВ" по огневой производительности к реактивным системам залпового огня при сохранении кучности нарезной ствольной системы, причем сохранены габариты и масса, близкие к традиционным одноствольным системам. Достигнуть это планируется путем изготовления стволов из высокопрочных стволовых сталей с широким применением композитных материалов с высокой удельной жесткостью, а зарядные досылатели будут одновременно выполнять еще и функции казенников.

Рабочие места членов экипажа перспективной САУ расположены в компьютеризированном модуле управления, который размещен в носовой части шасси, и оснащены комплексом дистанционного управления огнем и приборного контроля за выполнением всех операций на дисплеях единой информационно-командной системы. Автоматизация процессов управления оружием обеспечивает минимальное время готовности к стрельбе.

Благодаря раздельному размещению экипажа и модуля вооружения экипаж лучше защищен при возможном возгорании пороховых зарядов в случае попадания в машину, исключается негативное воздействие пороховых газов от выстрела. Все операции по обслуживанию перспективной САУ будут максимально автоматизированы.

Читайте также: Битва танков: "Абрамс" против Т-90

Однако главным достижением новой САУ должно быть увеличение эффективности стрельбы в режиме "шквал огня" за счет поражения одной цели группой снарядов, выпущенных по различным траекториям с изменением от выстрела к выстрелу углов бросания и начальной скорости и, как следствие, изменением полетного времени снаряда до цели. При этом к цели все снаряды очереди подлетают практически одновременно, что гарантирует предельно высокую вероятность ее поражения. В этом случае одно орудие может заменять взвод, а иногда даже и целую артиллерийскую батарею старого типа. И вот здесь-то как раз и возникает множество вопросов, ответов на которые пока что нет…

Начнем с того, что идея спаренного артиллерийского вооружения на танках отнюдь не нова. Так, две пушки по бортам (хотя они и не были спаренными!) имели уже первые английские танки, затем два орудия — 37 и 75 миллиметров — получил тяжелый танк Neubaufahrzeug или Nb. Fz. — германский опытный средний танк 1930-х годов, причем сначала они располагались в вертикальной спарке, а на последних машинах — в горизонтальной.

Два орудия, 45 и 75 миллиметров, имел первый вариант советского танка КВ, затем две гаубицы калибра 87,6 миллиметров появились на опытной модели танка "Сентинел" в Австралии, и это все. Конечно, не считая ЗСУ, на которые спаренные орудия ставили довольно часто. Больше "спарок" никто и нигде не применял, хотя, правда, был случай, когда в начальной период ВОВ конструктор Ж.Я. Котин предложил САУ КВ-7 с тремя орудиями в одной маске: двумя калибра 45 миллиметров и одним 76 миллиметров, причем под точно такую же установку разрабатывался и опытный трехпушечный Т-34.

Ни та, ни другая машина света так и не увидели по причине высокого рассеивания снарядов при стрельбе, что, кстати говоря, некоторые военные уже тогда пытались выдать за благо. Мол, так больше покрываемая снарядами площадь, а следовательно, и площадь поражения. То есть все, как и у "Катюши", но только вот в варианте ствольной артиллерии!

Между тем, если сравнить эту "перспективную" САУ "Коалиция-СВ" с состоящей на вооружении германского Бундесвера САУ PzH 2000, то, как показывают результаты испытаний, решение огневой задачи у нее обеспечивается в пределах четырех минут, подготовка к ведению огня и к смене позиции занимает еще две минуты. Недаром на сегодня эта САУ считается самым совершенным образцом самоходнойартиллерии в мире, выпускаемым серийно. В его распоряжении 155-миллиметровая пушка длиной в 52 калибра, точная система навигации, автоматизированная система управления огнем, и автоматическая система заряжания с боекомплектом в 60 снарядов и 228 модульными метательными зарядами. PzH-2000 способна выпустить три снаряда за девять секунд или десять за 56 секунд на дальность до 30 километров. Гаубице принадлежит мировой рекорд — на полигоне в Южной Африке она смогла выстрелить на 56 километров, используя для этого специально снаряд V-LAP разработки южноафриканской фирмы "Денель".

Почти столь же скорострельной и дальнобойной была и американская опытная САУ XM1001 "Крестоносец", максимальная дальность стрельбы у которой составляла 50 километров. Напомним, что наша САУ "Мста-С" имеет дальнобойность на уровне 25 километров, и точно такая же дальность стрельбы планируется и у САУ "Коалиция-СВ", то есть в реальном бою против этих машин ее высокая скорострельность ей может просто не понадобиться!

Технически будет очень сложно нейтрализовать два различных по мощности импульса отдачи (а они неизбежно будут разными при использовании различных метательных зарядов!) на один лафет, что вызовет очень сильные нагрузки на погон башни.

Более того, стволы обоих орудий расположены так близко, что вылетающие из них снаряды будут друг на друга воздействовать за счет интерференции ударных волн, а это в итоге отразится на меткости стрельбы. И что толку в том, что к цели прилетят два снаряда под разными углами, если точно в цель они все равно не попадут?!

Тогда уж проще будет оснастить новую САУ сразу… двумя спарками 152-миллиметровых орудий, расположенных по бортам башни, с наводкой всех четырех стволов в одну общую точку прицеливания. В этом случае на голову потенциального противника обрушится уже не два, а четыре снаряда, и уж какой-нибудь в него попадет! Ну, а что касается скорострельности (не говоря о ее устрашающем внешнем виде), то 32 выстрела в минуту — это ни одной зарубежной САУ даже не снилось!

Сегодня век точных технологий. Вот о чем не следует забывать создателям новых перспективных САУ завтрашнего дня. Сегодня намного проще, выгоднее, да и дешевле отправить в район цели беспилотный малогабаритный самолет-наводчик, который, оставаясь незамеченным в воздухе и находясь вне досягаемости оружия противника, сможет легко "подсветить" любую цель лазерным лучом, после чего она будет уничтожена одним-единственным снарядом, причем скорострельность в данном случае уже никакого значения не имеет! Вес машины также имеет большое значение. Недаром, новая опытная САУ NLOS Cannon (CША), разработанная для мобильных войн будущего, имеет массу всего 23 тонны и легко перевозится стандартными армейскими транспортными самолетами.

Экипаж ее всего два человека: механик-водитель и командир-стрелок. Гаубица полностью автоматизирована и позволяет выпускать по 155-миллиметровому снаряду каждые десять секунд на дальность до 30 километров, пока не будет исчерпан весь боезапас (24 снаряда и 72 метательных заряда). Управление всеми орудиями осуществляется централизованно из командно-штабной машины, которая способна очень быстро перенацеливать расположенные в разных местах самоходки на одну общую цель. Большего ну просто явно не требуется, а вот совершенствование БПЛА и систем целеуказания наведения - этот тот путь, которым и надо сегодня идти!

Читайте также: Войну в Афганистане завершат… дирижабли

Впрочем, хорошо, что там, где надо, это сегодня отлично понимают, и уже есть информация, что в новую программу государственного оборонного заказа боевая машина десанта БМД-4 "Бахча-У", 125-миллиметровое самоходное противотанковое орудие "Спрут-СД" и боевая машина поддержки танков БМПТ не вошли. Закупать их не будут, также, как и САУ "Коалиция-СВ", но предприятиям-производителям фактические расходы за те немногие образцы, что они успели сделать, оплачены. Эксперт в области бронетехники полковник запаса Виктор Мураховский называет решение Минобороны "совершенно оправданным". "Вся эта техника создавалась на советских платформах и уже устарела, — говорит он. — В современных условиях требуется разработка совершенно новых боевых машин".

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"