Исследователи научились управлять крысиными снами. Может быть, на очереди — человеческие сны? Мэтт Уилсон и его коллеги, которые несколько лет назад обнаружили возможность читать крысиные сны, теперь выяснили, что сновидениями грызунов к тому же можно управлять. Какие возможности открывает перед учеными и медиками способность влиять на сновидение?
О том, что крысы видят сны, похожие на человеческие, научное сообщество поведало миру еще в 2008 году. Мэтт Уилсон, в то время — сотрудник Массачусетского института (США), подключил датчики к мозгу спящих грызунов и "подслушал", как они думают во сне о своих приключениях в выстроенных психологом лабиринтах. Об этом открытии писала британская газета The Guardian. "Впервые исследователи сумели проникнуть в сон животных, — заявил Уилсон. — Никто не мог сказать наверняка, что животные видят такие же сны, как и мы, где воспроизводятся события или, по крайней мере, фрагменты событий, происходивших с ними, когда они бодрствовали", — отметил он.
"Мы изучали, как функционируют отдельные клетки, чтобы выяснить содержание крысиных снов. Мы знаем теперь, что они действительно видят сны, и эти сны отражают их реальные переживания", — рассказал ученый.
Читайте также: Мозг не отличает сон от яви
Перед сном Мэтт Уилсон заставлял крыс бегать и при помощи томографа наблюдал за активностью их мозга при выполнении различных задач. Во время бега крысиный мозг передавал характерные импульсы нервным клеткам гиппокампа — области мозга, связанной с памятью. Затем он и его коллеги наблюдали за крысами во время сна, зафиксировав более 40 фрагментов быстрого сна. Половина из них отражала их действия во время бодрствования.
"Прошел целый век с тех пор, как Фрейд выдвинул теорию работы подсознания и расценил содержание сновидений как ключ к пониманию человеческих поступков, — отметил Уилсон. — Теперь у нас есть средства, чтобы изучить мир снов животных и получить более глубокое представление о нас самих".
Исследования показали, что и люди, и животные лучше выполняют поставленные перед ними задачи, если предварительно они уже пытались найти их решение во время сна. Спустя три года, в 2011, для изучения образов в мозговой коре крыс во время сна немецкие ученые во главе с профессором Ханной Палагиной использовали томографы нового поколения. Прежде всего, ученые пронаблюдали мозговую активность крыс в процессе демонстрации знакомых животным стимулов: четвероногих собратьев, убежищ, пищи и т.д.
Второй этап эксперимента заключался в "рассматривании" снов крыс при помощи полученных данных. Как оказалось, крыс интересуют проблемы, похожие на те, что так заботят человека: вкусная еда, жилье, а также борьба за "место под солнцем" в стае. Забавно, что даже крысиные сны не обходятся без курьезов и странных фантазий, так хорошо знакомых нам по человеческим снам. Как доказали эксперименты, во снах одного из самцов постоянно фигурировал образ заботливой женщины, которая ухаживала за ним в лаборатории. В чем причина такого страстного "увлечения", ученые не могут объяснить до сих пор. Неужели "крыс" влюбился?…
А недавно уже знакомый нам Мэтт Уилсон сделал еще один шаг в исследовании снов — он научился моделировать сны. Пока у тех же крыс, но как знать — возможно, дело теперь за человеческими снами? Тем более, что сновидения крыс, как теперь известно, очень похожи на человеческие. Оказывается, сновидение может изменяться под влиянием стимулов из окружающей среды.
Эмпирически этот феномен, наверное, знаком каждому, кто заводил будильник и при этом плохо высыпался. Во сне звонок будильника превращается то в навязчивую музыку, которую никак не выключить, то в рев заводящегося мотоцикла… Теперь возможность "моделировать" сны извне доказана экспериментально.
Накануне ночного эксперимента Уилсон и его помощники тренировали крыс пробегать через лабиринт, используя два отличных аудиосигнала. Одна из них означал, что пищевое вознаграждение ждало грызунов слева, а другой звук указывал на то, что крысы могут найти закуску справа. Ученые сделали запись мозговой деятельности грызунов в то время, когда они проходили лабиринт, а также позже, пока те спали. Используя коррелятивный анализ полученных записей, они подтвердили, что крысам снились приключения в лабиринте с едой.
Но самое интересное обнаружилось, когда ученые проиграли два уже знакомых животным сигнала, пока те спали. Сны крыс изменились! Им начинал сниться тот отрезок лабиринта (разумеется, с угощением), который кодировал сигал. Таким образом, Уилсон и коллеги доказали, что под действием внешних стимулов сны спящего могут меняться на ходу, То есть сон — коллективное творчество нашего сознания и импульсов из окружающей среды. Так что, если не закроете форточку холодной ночью, не удивляйтесь, почему видели себя во сне полярником на льдине.
Уилсон объясняет, что возможность влиять на сны открывает широкие возможности. К примеру, этот метод можно использовать в психотерапии для воскрешения подавленных воспоминаний. Люди, пережившие травму: насилие, гибель близких, катастрофу, — порой забывают произошедшее с ними. Срабатывает защитный механизм психики, вытесняющий невыносимые мысли.
Однако, оставаясь в подсознании, эти воспоминания не исчезают совсем, а продолжают эмоционально разрушать личность. Поэтому вытащить их на свет божий — одна из задач психотерапевта. И здесь могли бы помочь "самопроизвольно вызванные" сны. К примеру, человеку, пережившему автокатастрофу и не помнящему этого события, можно было бы проиграть во сне запись визга тормозов и других звуков, сопутствующих аварии, — разумеется, на такой громкости, чтобы он не проснулся.
Такой "смоделированный сон" помог бы пациентам вспомнить произошедшее и сделал бы воспоминание менее травматичным — все-таки к снам мы относимся не так серьезно, как к воспоминаниям о реальных событиях.
Читайте также:Скоро мы будем учиться во сне
Итак, будем ждать новостей от ученых. Возможно, в следующий раз на эксперимент по влиянию на сны согласятся люди-добровольцы — и мы узнаем, какие возможности заложены в открытии Уилсона.