В Перу, неподалеку от пирамиды, которая относится к доинкскому периоду, обнаружено более сотни останков ритуально умерщвленных людей. В основном это взрослые мужчины, за исключением двоих детей и, вероятно, одной женщины. Захороненные здесь люди, возможно, жили в период с 700 по 1375 год до нашей эры. Тела обнажены, у некоторых отсутствуют головы.
Погребение — размером 15 на 15 метров — рядом с пирамидой Уака-Лас-Вентанас (Huaca Las Ventanas) было обнаружено еще в августе, но сообщение об этой находке появилось на сайте научно-популярного журнала National Geographic в канун Нового года. В заметке говорится, что погребение относится к культуре Сикан (Sicán), которую также называют Ламбаек (Lambayeque). Ее представители населяли северное побережье нынешнего Перу еще до появления в этих краях инков — в период с 900 по 1100 год до нашей эры.
Американский археолог Хаген Клаус (Haagen Klaus) из государственного университета штата Юта — Utah Valley University, работавший на месте раскопок, в электронном письме в редакцию журнала National Geographic отметил, что носители культуры Сикан, несмотря на столь огромное массовое захоронение, вовсе не были воинственным народом. Их империя в пик своего расцвета — приблизительно 1000 год до нашей эры — охватывала территорию современных Эквадора и Перу и процветала благодаря торговле. Судя по всему, в котловане захоронены тела местных жителей, которые добровольно пошли на смерть, чтобы "в мире новая жизнь возникла".
Читайте также: Инки были более дипломаты, чем вояки
"Сикан был святой землей, и, кажется, только там проходили наиболее священные из религиозных ритуалов, включая культ предков", — добавил Клаус. Это захоронение не похоже на любое другое найденное прежде среди некрополей культуры Сикан, вследствие чего специалистам непросто ответить на вопрос, что же перед нами — ритуальное погребение или место для жертвоприношения.
Руководители раскопок, главный археолог Хосе Пинилья (José Pinilla) и директор Национального музея культуры Сикан Карлос Элера (Carlos Elera), указали на существенное отличие нового захоронения от других известных захоронений данного региона. Тела погребенных людей разбросаны беспорядочно. Одних оставили с растопыренными в стороны конечностями, у других они плотно прижаты к туловищу. Одни лежат в горизонтальном положении, другие — в согнутом.
Один скелет, например, был найден в пивоварне у восточного края котлована. Тело сложено и помещено лицом вниз в верхней части керамического кувшина высотой 1,3 метра. Этот сосуд использовался для приготовления и хранения похожего на пиво алкогольного напитка chicha, которое пили на поминках повсеместно в Андах. Лингвисты предполагают, что на языке перуанских индейцев куна слово "чича" означает "маис". Наличие пивоварни непосредственно у захоронения может означать, что тризна была призвана не только удовлетворить потребности живых, но и мертвых сородичей.
В соседней яме меньших размеров найдено, как минимум, двадцать отрубленных голов. Археологи пока еще не установили связь между черепами и безголовыми скелетами. Вероятно, смерть настигла свои жертвы прямо на месте будущего некрополя, хотя и не исключено, что их умертвили заранее, а головы отрубили уже у покойников. По словам Клауса, ученым еще предстоит разобраться и в этом вопросе.
В котловане разбросаны керамические головы местного божества, которые обычно украшали чаши для чича, а также погребальные сосуды. Кроме того, найдены отломанные керамические головы лам, пум, обезьян, черепах, медведей и людей. Эксперты уже установили, что в данном случае речь скорее всего идет о чрезвычайно осторожном и намеренном повреждении артефактов.
Особенности художественного стиля керамических сосудов заставляют сделать вывод о том, что захоронение заполнялась в три этапа. Это происходило на протяжении довольно долгого времени — с 900 по 1100 год до нашей эры. Сначала там дважды хоронили, а в последний раз неизвестные нарушили первоначальное положение останков. В результате их вмешательства отдельные ямы оказались заполнены черепами, бедренными и плечевыми костями.
Возможно, массовое жертвоприношение было частью похоронного ритуала в честь так называемого "владетеля Сикана". Владетель Сикана — это антропоморфный бог в полулунном головном уборе, часто изображался с двумя жезлами в руках и порой со звериными клыками во рту. Нередко его изображение помещали в окружении животных. Не исключено, что его могила располагается под большим котлованом. Во всяком случае, как утверждает директор музея Карлос Элера, в самой глубокой точке раскопа обнаружен исключительно плотный, явно рукотворный слой глины, очень похожий на то вещество, которым запечатывали гробницы повелителей Ламбаека.
Кроме того, директор Национального музея культуры Сикан отметил, что в 1960-е годы расхитители гробниц, которые занимались незаконными раскопками в районе малой пирамиды, находящейся к востоку от Уака-Лас-Вентанас, рассказывали, что пока они добирались до предназначенной для ограбления могилы, им попадалось множество скелетов.
Читайте также: Заживо погребенные: кто они?
Американский археолог японского происхождения Идзуми Симада (Izumi Shimada) из университета Южного Иллинойса (который является основателем Сиканского археологического проекта и, собственно говоря, давший само название — культура Сикана), во время своих археологических экспедиций неоднократно наталкивался на свидетельства человеческих жертвоприношений, пусть и не столь многочисленные.