Самолёт Ту-154. Трёхмоторная легенда советской гражданской авиации

В начале 1960-х годов среднемагистральные и дальнемагистральные полёты в СССР выполняли Ил-18, Ан-10 и Ту-104.

Один вместо трёх

Три разных самолёта похожего класса затрудняли работу отечественного гражданского воздушного флота из-за эксплуатации различных по конструкции лайнеров. По этой причине в стране подняли вопрос о замене трёх машин на одну, которую легче эксплуатировать по одной технической схеме.

Правительство выдвинуло условия: самолёт должен взять все лучшие качества от предшественников. Так и получился самолёт Ту-154, который мог перевозить пассажиров до 4000 км. Осенью 1965 года на Ту-154 были утверждены лётно-технические требования.

Для самолёта выбрали оригинальную трёхмоторную схему — два движка были размещены на пилонах около хвоста, а третий внутри хвостовой части фюзеляжа.

Две первых машины были изготовлены в 1968 году. Разумеется, тут же начались испытания. Кстати, уже в 1969 году СССР привёз Ту-154 на знаменитый салон Ле Бурже во Францию. А весной 1971 года на линиях "Аэрофлота" были начаты эксплуатационные испытания предсерийных самолётов. Первый свой пассажирский рейс красавец выполнил 9 февраля 1972 года из Москвы в Минеральные Воды.

О чём речь

Ту-154 был одним из самых массовых и узнаваемых самолётов советской гражданской авиации. Этот трёхмоторный среднемагистральный лайнер, разработанный в ОКБ Туполева, долгое время служил основным транспортным средством для внутренних и международных авиалиний СССР.

Благодаря надёжности и универсальности Ту-154 быстро завоевал популярность и стал основным рабочим инструментом авиакомпании "Аэрофлот".

Характеристики и преимущества

Модификации Ту-154

За время производства было создано несколько модификаций Ту-154, которые отличались друг от друга двигателями, оборудованием и некоторыми другими характеристиками.

Наиболее распространёнными были:

  1. Ту-154: базовая модель с тремя двигателями НК-8.
  2. Ту-154М: модернизированная версия с более мощными двигателями Д-30КУ и улучшенным оборудованием.
  3. Ту-154М: специализированные модификации для различных целей, такие как грузовые, санитарные и другие.

Популярность

Ту-154 выпускался большими сериями и был широко распространён по всему Советскому Союзу. Это самый массовый реактивный пассажирский самолёт отечественного авиастроения. Его производили до 2013 года,  и всего было сделано 1020 лайнеров.

Вывод

Ту — 154 экспортировался в 15 стран мира. Свой последний рейс с пассажирами красавец-лайнер выполнил в конце октября 2020 года по маршруту Мирный (Якутия) — Новосибирск. Знаменитый трёхдвигательный самолёт конструкторского бюро Туполева теперь является достойной легендой наших авиастроителей…