Алексей Меньшиков, предприниматель, основатель компании "Искусство огня", рассказал о том, как внедрять инновации в бизнесе и почему они необходимы для каминной отрасли.
— Алексей, вы начали бизнес, когда вам было всего 23. Не страшно было выходить на рынок, где большинство конкурентов сильно старше вас?
— Родители воспитали во мне качество, что нет ничего невозможного, если много трудиться. Поэтому я вырос и жил с осознанием, что смогу преуспеть в любом деле, если выстроить систему и постоянно саморазвиваться.
Большинство игроков на рынке были не только старше меня, но и гораздо опытнее, с наработанными связями и репутацией. Многие смотрели на молодого парня с усмешкой. Но именно это и стало для меня вызовом, который хотелось преодолеть.
Я был уверен, что смогу предложить рынку что-то уникальное — камины, которые будут сочетать в себе высочайшее качество, дизайн и современные технологии.
— Вы в бизнесе уже почти 12 лет. Расскажите кратко свой путь от начала до первого большого оборота?
— Мы с партнером начали дело с маленького пустого офиса в Москве на Волгоградском проспекте. Сначала у нас не было образцов, монтажников, большого ассортимента. По сути у нас было только желание выйти в лидеры рынка и готовность работать. Я сделал акцент на маркетинге и выстраивании работы с командой — достаточно быстро стало понятно, что у меня хорошо получается мотивировать людей.
Один из факторов успеха проекта — это стремление использовать самые современные материалы и постоянно учиться у лучших. Оказалось, что рынку давно нужны были хорошие камины и мы попали точно в цель. Сейчас у нас уже 2 магазина каминов в Москве и еще один магазин грилей в рамках другого проекта.
— Почему именно камины? Нетипичная отрасль для молодых людей…
— Наверное, это счастливое совпадение. Когда я вернулся из США в 2011 году, я четко понимал, что хочу открыть собственное дело. Мой друг и будущий партнер Григорий Орлов тогда работал менеджером по продажам каминов. И мы подумали, почему бы нам не открыть собственную компанию по монтажу и продаже каминов? Буквально через полгода мы зарегистрировали компанию "Искусство Огня”.
— И все-таки, чем вам нравится именно каминная отрасль?
— Во-первых, любой бизнес должен быть перспективным с точки зрения финансов. И продажа и монтаж каминов позволяет иметь высокую добавленную стоимость благодаря узкой специализации и требованиям к высокой квалификации исполнителя.
Во-вторых, огонь — это природная сила, которую не описать словами. А современный камин — это возможность укротить бушующую стихию с помощью герметичной каминной топки.
— В своих проектах вы всегда делаете акцент на внедрение новых технологий. Почему вам нравятся инновации в бизнесах?
— Я получаю удовольствие, когда меняю правила игры на рынке.
Приведу пример: в начале пути "Искусство Огня” в сфере каминов не было большого ассортимента и современного и удобного онлайн-магазина, на котором можно было бы выбрать и заказать всё необходимое для монтажа камина. Мы же заключили дилерские договора с европейскими поставщиками, ввели ассортимент из нескольких тысяч позиций высочайшего европейского качества и вывели сайт компании в топ поисковой выдачи буквально за несколько месяцев. Мне пришлось потратить несколько недель на то, чтобы самостоятельно изучить SEO-оптимизацию, контекстную рекламу — потому что тогда такие технологии моментально выводили компанию на уровень лидера.
— Какую из ваших наработок вы считаете наиболее значимыми для развития каминной отрасли?
— Самое важное в работе с каминами, это используемые технологии, потому что от него напрямую зависит безопасность. Когда я начинал заниматься каминами 12 лет назад, самой распространенной технологией строительства был конвекционный короб с минеральной ватой. Это популярный и доступный материал, однако он крайне небезопасен для владельцев камина, поскольку выделяет канцерогенные вещества, может вызывать аллергические реакции, а также деформируется в процессе эксплуатации из-за чего уровень безопасности таких каминов со временем деградирует.
Мы искали более современные технологии и стали использовать плиты из силиката кальция — они обеспечивают максимально безопасную эксплуатацию. В итоге получилось продвинуть на рынок более качественную продукцию, в том числе высокоэффективные закрытые каминные топки.
Но недостаточно просто начать использовать другие материалы. Важно обучить персонал правильной технологии их применения. И именно в этом заключается основная сложность. Я видел много примеров небезопасного применения силиката кальция при строительстве каминов. Мы же стараемся менять рынок к лучшему и избавляться от неквалифицированных мастеров.
— Недавно вы получили премию "Предприниматель года в каминной отрасли” в области среднего и малого бизнеса России и СНГ. Какие у вас дальнейшие планы?
— Я не гонюсь за победой в премиях, потому что для меня важнее благодарность клиентов и чувство вклада в развитие сферы. Хотя приятно осознавать, что мой труд часто высоко оценивают.
Мы с командой продолжаем развитие бизнеса, параллельно я запустил еще один проект, магазин грилей "BBQ.MOSCOW”, который тоже достаточно быстро удалось вывести в лидеры рынка.
Когда ты работаешь в высокотехнологичной сфере, тебе нельзя расслабляться. Во-первых, нужно постоянно обновлять ассортимент и следить за тем, чтобы наши монтажники не отставали от инновационных технологий установки каминов. Во-вторых, я планирую расширять проект и выходить на новые рынки — у нас уже есть выстроенная бизнес-модель, которая отлично себя зарекомендовала.