Денис Подоляко: Обществу и предпринимателям нужна новая модель бизнес-образования

Все больше денег в мире вкладывается в создание новых компаний. Объем мирового финансирования стартапов, по последним данным опубликованным на онлайн-платформе CrunchBase, во втором квартале 2024 года составил 79 млрд долларов — это один из самых высоких показателей с начала 2023 года. Но вот выживаемость новых бизнес-проектов во всем мире остается критически низкой. Так, согласно аналитического отчета Startup Genome Report, занимающейся исследованием стартапов: 92% бизнес-проектов в мире закрываются, не дожив до своего трехлетия.

Как преодолеть "долину смерти" начинающим предпринимателям, что нужно делать, чтобы стартап стал успешным, и можно ли научиться вести успешный бизнес, рассказал председатель Владимирского отделения молодых предпринимателей, общественный представитель Агентства стратегических инициатив по направлению молодежное предпринимательство, эксперт и спикер чемпионата предпринимательских идей Business skills, автор и руководитель федерального проекта "От идеи до бизнеса" России Денис Подоляко.

— Денис, в отчете Startup Genome Report сказано, что подавляющее большинство стартапов закрывается, не прожив и трех лет. Как вы это объясняете?

— На мой взгляд, одним из ключевых факторов, объясняющих высокую смертность стартапов, является недостаток качественного бизнес-образования, ориентированного на потребности современного предпринимательства. Традиционные подходы к подготовке будущих предпринимателей зачастую не успевают за динамикой рынка и не обеспечивают формирование комплексных компетенций, необходимых для успешного запуска и масштабирования бизнеса, поскольку теоретические знания превалируют над практическими навыками, а связь обучающихся с реальным бизнес-сообществом часто оставляет желать лучшего. Обществу и самим предпринимателям крайне необходима новая, инновационная модель бизнес-образования. Она должна быть гибкой, практико-ориентированной и тесно интегрированной с передовыми технологиями, актуальными кейсами и экспертизой успешных предпринимателей.

— Вы являетесь автором и руководителем одной из образовательных программы введения молодых людей в бизнес, которая так и называется "От идеи до бизнеса". Что подтолкнуло к ее созданию?

— Конечно, образовательные проекты по предпринимательской деятельности были и до нас. Я сам, будучи студентом в 2016 году, участвовал в форумах и как слушатель, и как один из организаторов таких мероприятий. После участия захотелось запустить свое дело, но я сразу же столкнулся и с первыми трудностями — и оформление бумаг, и привлечение инвестиций, реклама, аренда. Десятки вопросов вызывали затруднения. Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Теоретических знаний оказалось недостаточно, чтобы вести свое дело. Помогло тогда членство в Ассоциации молодых предпринимателей России — люди, которые меня окружали, были примером, как нужно действовать, подбадривали, верили в меня. Опыт, который я мог почерпнуть из общения с успешными бизнесменами, помог мне реализовать первый стартап — детскую школу робототехники "Изобретариум". Тогда же возникла идея разработать проект "От идеи до бизнеса", и восполнить пробелы в системе бизнес образования.

— В результате реализации вашего проекта "От идеи до бизнеса", который получил в 2020 году грант Президента Российской Федерации, 10 тысяч человек прошли обучение, открылось более 250 предприятий малого и среднего бизнеса. Что способствовало достижению таких значимых показателей?

— Научиться чему-то по-настоящему, на мой взгляд, можно только в процессе, на практике. Именно практике я и уделил особое внимание при разработки проекта. После теоретического курса, который также преподают успешные предприниматели, наши слушатели отправляются на действующие предприятия, и изучают бизнес "в живую" — этот опыт стоит сотни теоретических лекций. Далее каждый участник составляет и защищает свой бизнес-проект. Практический опыт, полученный во время обучения, позволяет быстрее выйти на открытие собственного дела.

Также мы по-новому выстроили взаимодействие с целевой аудиторией. Постоянная обратная связь со слушателями — еще один ключевой фактор эффективности обучения. На входе в проект мы проводим живые презентации, анкетирование, где участники не просто оставляют заявку, но и дают обратную связь, анализируя которую, мы сразу можем порекомендовать людям, пришедшим в проект, и форму обучения, и аспекты, на которые стоит обратить особое внимание. Обязательная презентация проекта, дает возможность слушателям принять решение посещать или не посещать курсы, и сразу отсеивает немотивированных студентов. Так что постоянный контакт с обучающимися и полное погружение в бизнес сферу — секрет результативности программы.

— С какого возраста можно подать заявку на участие в этой программе?

— С четырнадцати лет.

— Не слишком ли рано?

— Дело в том, что мы проводили достаточно широкое исследование по финансовой грамотности в школах Владимирской области, и результаты были весьма посредственные. На мой взгляд, чем раньше ребенок получит знания по азам бизнеса, прокачает свои софт скилы, тем успешнее он будет, независимо от специальности, которую в дальнейшем изберет.

— В качестве эксперта Федерального агентства по делам молодёжи в 2022 году вы рекомендовали, кому нужно выделить грант на конкурсе проектов, а кому нет. Оценили более 70 проектов. Скажите, какие ключевые компетенции необходимо развивать начинающим предпринимателям, чтобы повысить шансы на успех в бизнесе?

— Во-первых, это предпринимательское мышление, то есть умение видеть возможности, находить нерешенные проблемы, на которые можно предложить инновационные решения. Во-вторых, необходимы навыки бизнес-планирования, которые позволяют более четко представлять цели, ресурсы и шаги, необходимые для запуска и развития бизнеса. Плюс, финансовая грамотность — основы финансового менеджмента, бухгалтерского учета, оценки рисков и привлечения инвестиций. Без этих компетенций крайне сложно принимать обоснованные финансовые решения и эффективно управлять денежными потоками. Не менее важны для успеха лидерские качества. Ситуации в бизнесе бывают разные, на него влияют как внешние, так и внутренние факторы, и предприниматель должен обладать способностью мотивировать команду, принимать взвешенные решения и вдохновлять других на достижение целей. Это помогает сплотить людей вокруг общего видения и эффективно управлять бизнесом. Еще я бы отметил гибкость и адаптивность. В условиях быстро меняющейся рыночной среды нужно быть готовым учиться, экспериментировать и оперативно реагировать на новые вызовы.

— Вы сами являетесь руководителем нескольких успешных бизнес-проектов и критический для стартапов срок вы преодолели. Какие факторы влияют на успешное развитие дела?

— Да, можно сказать, что "долину смерти" — так в бизнес среде называют период, когда предприниматель тратит гораздо больше, чем получает, — мы прошли. Большое значение имеют люди, которые оказывают поддержку, прежде всего моральную. Многие стартаперы "сдуваются", потому что энтузиазм пропал и нет команды, которая поддерживает идеи. Так что люди — это первый фактор успеха. Другая важная проблема, с которой сталкиваются начинающие бизнесмены, — это нехватка денег. Привлечь инвесторов на старте бывает трудно, но можно попробовать взять грант на проект. Я сам выиграл четыре президентских гранта на развитие бизнеса. На начальном этапе это была существенная поддержка. И, конечно, для успешного стартапа важно изначально хорошо продумать бизнес-модель: как именно он будет зарабатывать, то есть нужно еще на ранней стадии развития понимать, кому платить за услуги вашего бизнеса будет выгодно. И чем быстрее предприниматель выйдет на самоокупаемость и начнет получать прибыль, тем больше шансов у стартапа стать успешным.