Судья Всероссийского конкурса "Лидер промышленности" рассказал, почему руководители предприятий стремятся попасть в число его участников и по каким критериям определяют победителей.
Названы имена победителей ежегодных Всероссийских конкурсов "Лидер промышленности" и "Лидер высоких технологий". Торжественная церемония награждения состоялась 28 ноября в Санкт-Петербурге в КВЦ "Экспофорум" во время Международного форума-выставки "Российский промышленник". В число победителей вошли компании из 22 субъектов Российской Федерации, которые получили самые высокие оценки жюри, состоявшего из авторитетных экспертов — лидеров предприятий и успешных бизнесменов. С представителем судейской коллегии, генеральным директором группы компаний "Дважды два" из Амурской области, членом Московской ассоциации предпринимателей Иваном Семашко поговорили о том, что дает предприятиям участие в подобных конкурсах.
— Иван, вы вошли в жюри конкурса "Лидер промышленности" наряду с такими известными людьми, как первый заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Сергей Морозов, руководитель дирекции конкурсных программ Московской ассоциации предпринимателей Наталия Иванова и другими. Как вам работалось в такой команде?
— Чувствовал большую ответственность и в то же время мне было интересно работать бок о бок с ними и другими руководителями и экспертами профильных отраслевых союзов и ассоциаций. Приятно, что в проведении конкурса заинтересованы органы исполнительной власти всех уровней, общественные объединения предпринимателей, инвестиционные фонды, венчурные компании, событие широко освещается в средствах массовой информации. Все это создает позитивный деловой настрой не только у участников, но и у членов жюри.
— Вам впервые довелось судить участников одного из самых крупных и престижных российских конкурсов. На какие критерии вы опирались?
— Конкурсы "Лидер промышленности" и "Лидер высоких технологий" проводятся ежегодно, и каждый раз включают в себя что-то новое. В этом году участников рекомендовали главы субъектов, профильных департаментов региональных правительств, отраслевых ассоциаций и союзов. При этом отбирались важные направления технологического развития, включая десять "сквозных технологий" и восемь направлений промышленного развития. Отбор победителей включал около десяти критериев оценки. Среди них деловая репутация, отсутствие налоговой задолженности, инвестиции в основной капитал, объем отечественных материалов и технологий в структуре производственных процессов, включение в кадровую политику компании работы с вузами и другие. Ну и, конечно, эксперты оценивали проекты, реализованные предприятиями. В частности, мне запомнились "Производство технологичных высокомолекулярных полимеров" АО "Полипласт" из Москвы и "Разработка и производство инновационной продукции "Броня" для теплоизоляции различных объектов" НПО "Броня" из Волгограда в номинации "Химическая промышленность". Эти компании заслуженно получили дипломы победителей.
— Состоявшаяся церемония награждения победителей была юбилейной — 25 лет прошло с момента проведения первого конкурса "Лидер промышленности" в 1998 году. В чем, на ваш взгляд, причина его продолжительной популярности?
— "Лидер промышленности" — традиционно ежегодное деловое событие, на котором определяются и награждаются экономически успешные и социально значимые проекты российского бизнеса. Но это не просто какие-то соревнования производственников, где лучшие в итоге получают дипломы. В ходе экспертных дискуссий, деловых программ конференций, круглых столов и форумов участники поднимают и обсуждают актуальные вопросы, касающиеся развития малых и средних инновационных и промышленных предприятий нашей страны. Я, например, рад возможности узнать "из первых рук", чем живут производственники, к которым я тоже отношусь. Когда мероприятия проходят не формально, а при полной заинтересованности участников, они долговечны.
— Какова, на ваш взгляд, практическая польза от таких конкурсов? Победа — это, конечно, очень хорошо, но что дальше?
— Конкурсы проводятся не для того, чтобы раздать награды и выпить шампанского. Они позволяют организаторам — Московской ассоциации предпринимателей — и органам власти понять состояние отечественных промышленных и высокотехнологичных компаний, определить меры поддержки. Участников такие конкурсы стимулируют к внедрению инновационных решений в производственные процессы. Лидеры предприятий знакомятся друг с другом, расширяют круг деловых контактов, создают консорциумы для производства новой продукции. Широкий обмен опытом, построение новых бизнес-моделей, получение актуальной информации для развития бизнеса — главные составляющие конкурсных этапов, предшествующих торжественной церемонии награждения победителей и финалистов отраслевых номинаций. Сам конкурс — это уникальный проект, призванный способствовать улучшению предпринимательского климата в России, повышению уровня конкурентоспособности производимой продукции. Быть причастным к его проведению — большая честь, и я рад, что меня пригласили в жюри.
— Вы входите в Московскую ассоциацию предпринимателей с 2020 года. Помимо судейства в конкурсе, чем еще вы занимаетесь в этой общественной организации?
— Так получилось, что время моего вхождения в ассоциацию совпало с разгаром пандемии коронавируса. Тогда бизнес столкнулся с ограничениями, которые для многих могли стать фатальными. Государство предложило меры поддержки, и я консультировал представителей практически всех отраслей, которые обращались в нашу ассоциацию, о том, как воспользоваться этими мерами и что предпринять, чтобы пережить трудные времена. У меня большой производственный опыт, я знаю, как оптимизировать процессы, поэтому давал коллегам практические советы. Кроме этого, постоянно участвую в форумах, выставках и других событиях, которые организует МАП.
— Активная общественная деятельность не мешает основной работе?
— Что вы, напротив, помогает! Когда я говорил о практической пользе конкурсов, то имел в виду и себя. Пусть мы представляем разные отрасли, но одни и те же методы управления могут применяться на любых предприятиях. Внимательно изучаю, как идет автоматизация других производств, как строится логистика — много нового можно почерпнуть и применить в полиграфии. Мне тоже есть чем поделиться. Возьмем, к примеру, кадровую проблему, она для всех актуальна. Я рассказал о корпоративном университете, который организовал в рамках своей компании, и многих заинтересовал такой подход. Считаю, что много теряют те руководители, которые недооценивают значимость бизнес-объединений и профессиональных конкурсов. Искренне советую им начать заявлять о себе. Конкурсы — это уникальный опыт, который может указать совершенно иное направление развития.