Маркетолог в медицинской сфере поделилась секретами быстрого карьерного роста

Конкуренция за рабочие места с выгодными условиями за последний год значительно выросла. По данным экспресс-обзора EY, 53% крупных компаний в мире сейчас приостановили набор персонала. Статистика не обошла стороной и маркетологов, которые ранее были нарасхват во всех отечественных и международных организациях. Что отличает востребованного маркетолога, как добиться сотрудничества с компанией мечты и построить блестящую карьеру, которая позволит сохранить позиции даже в самых непростых условиях? Выстроить уникальную стратегию конкуренции на рынке труда удалось маркетологу Марии Гринёвой. Она сделала карьеру в крупнейших международных медицинских компаниях и разработала проект, который помогает адаптироваться в жизни тысячам инвалидов.

Быть открытым вызовам

Шанс быстро добиться большого успеха выпадает редко, и, чтобы использовать его, нужно быть готовым применить все свои профессиональные навыки и связи, говорит Мария Гринёва. Чтобы найти работу мечты, она использовала все возможности. Так, будучи студенткой Британской высшей школы дизайна, она познакомилась с сотрудницей крупной международной компании и выяснила, что в отделе маркетинга есть вакансия. Строгий отбор — собеседования, тестовые задания, разбор бизнес-кейсов — и вот на календаре первый рабочий день Марии в крупнейшей медицинской организации.

Крупные проекты, жесткая конкуренция, серьезные сделки, огромное количество отделов, филиалов, команд — так выглядит многомиллиардная международная медицинская корпорация "Медтроник", в которую пригласили работать Гринёву. Филиалы в 150 странах работают над самыми передовыми технологиями для более чем 70 заболеваний по самым разным направлениями — от оториноларингологии до нейрохирургии.

"Эта работа помогла мне значительно расширить кругозор и узнать, как работает бизнес в самых разных странах: в Бразилии, Аргентине, Индии, Европе, США и Азии. Но для этого, конечно, нужно было много работать. И, конечно, учить язык", — говорит Мария Гринёва.

Первая задача, которую поставили перед Гринёвой, — досконально изучить продукцию компании, а именно медицинское оборудование. Погружаться в абсолютно новое специфическое направление пришлось на английском языке. Уже через три месяца упорной работы Гринёву отправили в командировку в США, где вместе с топ-менеджером она защищала маркетинговую стратегию на чистом английском и с полным знанием медицинского дела. После этого компания доверила маркетологу анализ конкурентной среды, разработку российских программ по маркетингу, ответственность за продуктовый портфель, а также за планирование и точность спроса на продукцию. Быть открытым вызовам и не бояться трудностей, говорит Мария, — один из главных принципов успеха в карьере.

"Я сравниваю тот период жизни с прыжком в океан с высокой-высокой скалы. Когда тебе нужно решиться прыгнуть в неизвестность, а потом, будучи дезориентированным, искать внутренние сигналы, чтобы плыть в правильном направлении. И если не бояться и верить в себя, то можно добиться потрясающих результатов", — делится опытом эксперт.

Обороты корпорации росли пропорционально числу успешных кейсов Марии Гринёвой. Обучение сотрудников, повысившее продажи на 5%, грамотное управления маркетинговым бюджетом, благодаря которому рыночная доля одного из направлений увеличилась с 30% до 36%, программы развития, созданные для увеличения доступности к нейрохирургическим операциям для российских пациентов, — все это благодаря профессионализму и смелости сделала молодая девушка из России.

Искать новые инструменты

Маркетинговая стратегия в сфере медицины имеет свою специфику. Классические инструменты здесь не сработают, а наиболее удачным подходом, по словам Марии Гринёвой, считается образовательный. Чтобы успешно продвигать свои продукты и услуги, маркетолог активно реализовывала самые разные формы образования для медицинского сообщества: конференции, вебинары, мастер-классы, создание образовательных материалов и другие.

Получив невероятный опыт в "Медтроник", Мария Гринёва приняла решение двигаться дальше. В 2018 году ее приглашают в российский филиал корпорации "Колопласт". Согласно рейтингу журнала Форбс 2016 года, компания входит в число 25 самых инновационных в мире. Но размах Марию не напугал. Она уже ориентировалась и в сложных медицинских терминах, и в стратегиях, поэтому решила, что пришло время для экспериментов.

Мария всегда наблюдала за тем, что происходит на рынке, что внедряют другие маркетологи, какие есть новые инструменты. Так однажды она заметила, что набирают обороты темы автоматических воронок продаж.

Обучаться технологиям решила самостоятельно: посещала престижные конференции по маркетингу и бизнесу, читала книги, проходила профильные курсы. Результатом этих трудов стал, в частности, ее проект по "потребительскому маркетингу".

"Дело в том, что "Колопласт”, помимо официального сайта, никак не была представлена в диджитал-пространстве, в то время как я понимала, что онлайн-стратегия открывает огромные возможности для компании", — объясняет эксперт.

Гринёва решила исправить это и занялась разработкой сайта, внедрением полезных вебинаров для пациентов. Затем на основе пути пациента расширила текущую программу поддержки пациентов, добавив телемедицину, образцы продукции. На основе пути пациента и дополнительных решений разработала автоматические воронки продаж, внедрила их в CRM-систему, выстроила обучение сотрудников и систему аналитики. Мария год работала с технической командой, юристами, сотрудниками компании из других департаментов, пациентскими сообществами, партнерами компании, анализируя и сводя на нет все риски. Впоследствие инновацию Гринёвой решили внедрить не только в России, но и в других филиалах компании "Колопласт" по миру. Искать принципиально новые инструменты в работе и не бояться применять их — второй принцип успеха Марии Гринёвой.

Быть социально ответственным

Не просто делать маркетинг, но и ощущать себя частью большого доброго дела, — так описывает Мария Гринёва смысл своей работы и третий принцип профессионального успеха. И это не просто слова. Благодаря проектам Гринёвой тысячи инвалидов смогли заговорить о деликатной проблеме задержки мочи, получив помощь и поддержку. Потребительский маркетинг, развитый Марией Гринёвой, модернизировал ранее существующую в компании программу "Колопласт — забота о Вас!", которая помогает людям с непростым заболеванием адаптироваться к жизни. Гринёва вывела проект в диджитал-формат, создала информационный портал для пациентов, который содержит в себе централизованную полезную информацию о том, какие услуги бесплатно предоставляет государство, какие нужны документы, как правильно их оформить, как подобрать продукты, как пройти все этапы медкомиссии и так далее.

"Когда у людей происходит событие, связанное с их здоровьем, кардинально меняющее их жизнь, то и они сами, и их родственники находятся в шоковом состоянии. При этом врачи в силу загруженности не могут за 20 минут приема подробно разъяснить все тонкости, и пациент, выходя за дверь кабинета, вынужден самостоятельно разбираться в сложной и мало освещаемой теме, — объясняет Гринёва. — Мы решили популяризировать информацию о деликатном заболевании максимально доступным и простым методом, чтобы каждый пациент с этим тяжелым недугом смог комфортно адаптироваться к новым условиям".

Результаты не заставили себя долго ждать. К началу 2022 года 70% новых пациентов обратились в компанию через онлайн-проект по потребительскому маркетингу. Помимо увеличения выручки, на базе проекта компании удалось внедрить абсолютно новые инструменты и даже наладить сотрудничество с крупнейшими российскими организациями. За разработку и реализацию проекта по потребительскому маркетингу в интернете, в 2021 году Мария Гринёва получила награду "The golden pages of history INTERNATIONAL WINNERS in appreciation and recognition to Maria Grineva 2021" от головного офиса корпорации. Российским сотрудникам такая награда была выдана второй раз за всю 15-летнюю историю компании.

"Я была очень рада, что мою разработку оценили такой значимой наградой, — поделилась Мария. — Однако для меня и всей нашей команды еще более ценны отзывы и благодарности от пациентов, которым так или иначе помогает наш проект на ежедневной основе".

Искать разнообразный опыт

Опыт и успешные кейсы — основные аргументы для приглашения на работу в международную компанию. Поэтому важно найти именно то место, где будет не просто хорошая зарплата, но и возможность раскрыть свой потенциал, получить те бесценные знания и навыки, которые позволят справляться с любыми нестандартными ситуациями в будущем. Браться за сложные задачи и совершенствовать свои навыки в самых разных аспектах профессии — четвертый принцип выдающегося специалиста. Опыт Марии Гринёвой именно такой.

Навыки продаж, создания воронок, знание диджитал-среды, работа с логистикой, взаимодействие с юристами, колл-центром, техническим отделом — все это раздвинуло рамки профессиональной жизни маркетолога. Об этом и многом другом Гринёва совместно с коллегой из Гильдии маркетологов написали статью "Омниканальный подход при реализации программ поддержки пациентов", которая готовится к публикации в престижном издании для маркетологов "Маркетинг в России и Зарубежом". В ней Гринёва представит пошаговый алгоритм запуска программ на основе модификации модели AIDA (англ. Attention, Interest, Desire, Action — внимание, интерес, желание, действие — прим. ред.). Это своеобразная канва при работе с проектами любого профиля, выработанная благодаря личному опыту и систематизирующая разработку маркетинговой стратегии. Тему программ поддержки пациентов Мария Гринёва поднимала и на круглом столе в декабре 2021 в Lotte Hotel. Среди спикеров были и такие ведущие специалисты из юридических и медицинских компаний.

Учиться всему и всегда

Помимо поиска интересного опыта, Мария Гринёва советует обучаться. Сегодня динамичные изменения происходят не только в маркетинге. Появляется огромное количество новых инструментов, технических возможностей, стратегий, каналов, и, чтобы быть востребованным специалистом, нужно всегда быть в курсе — таков пятый принцип успеха Марии Гринёвой. Не менее важны и люди. Маркетолог советует общаться и с другими участниками рынка, рассматривая их не как конкурентов, а как коллег и единомышленников. Такой подход позволит запускать интересные проекты и расширять профессиональные горизонты.

"Стремитесь развиваться постоянно, читайте и слушайте материалы, связанные с вашей профессией, — напутствует Мария Гринёва, — Окружающие видят искреннее желание заниматься выбранным делом и быть в теме, и тянутся к вам. Как по мне, огонь в глазах, энергия и интерес — главное для карьерного успеха!".