Луна Катынова — финансовый консультант с большим опытом работы. В начале карьерного пути ей удалось попасть в компанию PricewaterhouseCoopers — эта крупнейшая корпорация, входящая в "большую четверку", оказывает консалтинговые услуги уже более 170 лет. Там Луна работала на проектах 5 лет, а затем ушла из найма в частную практику. Она рассказала о специфике работы бизнес-консультанта и о том, как помогает развиваться малому и среднему бизнесу.
— Луна, вы имеете 10-летний опыт работы. Из них 5 лет вы проработали в такой огромной корпорации как PwC, где аудировали отчетность Coca-Cola, McDonalds, Lindt, Lufthansa, SIBUR, EFES и НЛМК. Расскажите подробнее об этом интересном опыте.
— В компанию я пришла как младший консультант, в то время я еще работала в Новосибирске. Затем получила повышение и перешла в центральный офис в Москву, где уже как старший консультант занималась одними из самых крупных проектов, например, НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат). Несмотря на то, что это был большой и сложный проект, я получила колоссальный опыт в управлении большими командами и процессами. В дальнейшем мне доверили других ключевых клиентов и позволили занимать критические для проектов роли.
Благодаря успешно выполняемой работе и множеству прилагаемых с моей стороны усилий, меня приглашали в Люксембург, финансовой центр Европы. Однако я приняла решение уйти в частную практику и развивать собственный бизнес.
— PwC оценили ваши заслуги и предложили хорошую должность в европейском офисе, однако вы начали работать в частной практике. Почему вы приняли такое решение?
— Работа в PwC была невероятно интересной, и я благодарна за такой опыт, однако спустя 5 лет я осознала, что не вижу конечного результата своей работы. Когда ты являешься частью такой огромной корпорации, ощущаешь себя просто винтиком в системе. Во время работы я аудировала уже законченный финансовый период, а хотелось влиять на принятие решений и будущее компании. По этой причине я решила развивать свое дело. Для этого было необходимо прокачать сразу несколько навыков, так как нужно было из финансиста перейти в позицию предпринимателя. Я обучалась управлению, автоматизации процессов, продажам, маркетингу, найму и методологии создания продуктов.
В дальнейшем столкнулась с тем, что предприниматели, которые имеют активно растущий и развивающийся бизнес, просто не понимают, как работают их финансы и из-за этого излишне рискуют и теряют деньги. Я поняла, что им не подойдет сложный и профессиональный язык, которым я общалась с финансовыми директорами в крупных корпорациях, потому что малому и среднему бизнесу необходимо объяснять все доступно. Зачастую клиенты даже не могут поставить четкое ТЗ (техническое задание), потому что не обладают достаточными соответствующими знаниями.
— Вы являетесь автором методики по повышению прибыли и росту продаж, которая заключается в совмещении разработанных ваших форм отчетности и обучения команды собственника. Расскажите о ее идее подробнее.
— Да, вы правы. Как я уже сказала, часто предприниматели не имеют представления о том, как работают их финансы, поэтому одна из моих главных задач — объяснять простым языком, как правильно управлять финансами таким образом, чтобы бизнес рос без излишних рисков. Как раз для реализации этой цели я проходила множество обучений, сфокусировалась на финансовой отчетности и начала помогать малому и среднему бизнесу. Мне удалось видоизменить три классические формы отчетности: баланс, отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках. Я и моя команда сделали их в уникальной форме и смогли адаптировать под малый бизнес. Более того, мне удалось стандартизировать эти формы под различные ниши, разработав индивидуальные формы под потребности определенной сферы бизнеса, чем я очень горжусь.
— В чем вы видите специфику работы финансового консультанта?
— Наша аудитория — это предпринимали, которые приняли решение активно развиваться и расти, но не обладают всеми компетенциями для ведения финансов. Работа финансового консультанта заключается в том, чтобы помочь им вступить на этот путь и пройти его наиболее мягко и эффективно.
Специфика и основная проблема в нашей деятельности — это, конечно, тот факт, что зачастую финансы компаний находятся в бессистемном состоянии. Зачастую у бизнеса даже нет базовых бизнес-программ (например, 1С). По этой причине многие профессионалы не работают с малым и средним бизнесом.
Кроме того, у владельцев иногда есть недоверие к консультантам. Это важный психологический аспект нашей работы, который можно понять. У малого бизнеса нет понимания, что работать с консультантами, обращаться за помощью к профессионалам — это нормально. Мы же в своих образовательных продуктах, в том числе, и бесплатных, как раз показываем предпринимателям, какие у них могут быть риски, связанные с финансами, как можно их решать и что обращаться к специалистам- это не страшно, а даже полезно.
— Чем такие специалисты как вы могут помочь малому и среднему бизнесу?
— Как я уже сказала, очень часто предприниматели не погружены в свои процессы, не держат фокус на финансах и поручают ведение отчетности не профессионалам, а ассистентам. От этого он застревает в своем развитии и иногда даже становится убыточным. Финансовый консультант способен не только погрузиться во все аспекты и наладить бизнес-процессы, но и объяснить владельцу, как работает его компания, почему она не развивается, что нужно сделать, чтобы сэкономить ресурсы и куда их правильно вложить. Ошибка профессиональных финансистов часто в том, что они говорят с предпринимателями МСП на специфическом профессиональном языке, ожидая, что им не надо объяснять, зачем нужны те или иные инструменты. На самом же деле, в работе с МСП всегда есть образовательная часть: сначала нужно объяснить, а только потом начинать выполнять задачи. Таким образом, наша деятельность подразумевает следующее: не ждём, что предприниматели уже все знают, а просвещаем и объясняем все процессы, сами понимаем, как решать их проблему, адаптируем своей опыт в больших компаниях под малый бизнес.
— Луна, вы уже добились больших успехов: поработали в корпорации, которая входит в "большую четверку" и создали уникальную методику по повышению прибыли и росту продаж. К чему вы стремитесь в будущем? Чего хотите достичь?
— Главная миссия моей команды — способствовать развитию предпринимательства, в особенности малого и среднего бизнеса. А также способствовать росту и выживаемости небольших компаний и популяризации темы бизнеса с точки зрения системного и грамотного подхода, чего не хватает сейчас. Кроме того, для меня крайне важно уделять внимание просветительской и образовательной деятельности через платные и бесплатные продукты. Я вижу в этом способ достижения цели по популяризации предпринимательства, но при этом грамотного и взвешенного. Именно такого, где собственник не боится масштабировать свой бизнес и привлекать внешние деньги.
Более того, в течение двух лет я планирую запустить образовательный продукт для предпринимателей и финансистов. Я убеждена, что через образование я могу охватить более широкие массы людей и дать им ценную информацию, которая поможет не допускать ошибок, с которыми в данный момент многие предприниматели обращаются в консалтинг и которые приводят к банкротствам, увеличению долгов и неэффективности. Помимо аккаунтинга, налогового и бухгалтерского учета, мы будем учить предпринимателей самим анализировать показатели бизнеса, принимать решения на основе цифр и финансовых индикаторов.