Светлана Баласанян: "Мы есть то, что мы едим — это проверенная временем фраза"

Руководитель технологической компании и ведущего поставщика пищевых ингредиентов рассказала о возможностях, которые открывает перед производителями мировой тренд на осознанное и здоровое питание.

Пищевой промышленности России не хватает компонентов для изготовления продуктов питания. По данным Союза производителей пищевых ингредиентов, своими силами страна закрывает только 5% от необходимого, производя не более 20 наименований пищевых добавок. Новые условия, складывающиеся в мире, ставят перед отечественным рынком задачу — развивать собственные технологии. Компаний, которые уже занимаются этим, в стране сейчас немного.

При этом, предпринимателей, которые в своих разработках отдают приоритет натуральным ингредиентам единицы. Одна из них — "Союзкомпонент" Светланы Баласанян. Она сумела доказать, что разработка и использование именно натуральных ингредиентов — это выгодно не только для потребителей, но и для бизнеса: натуральный ароматизатор, созданный в "Союзкомпонент" позволил заказчику увеличить продажи продукта на 20%.

Нужны свои ингредиенты

Пищевые ингредиенты — это вещества, которые составляют, как правило, меньше 1% в содержании продуктов питания, но выполняют важную функцию — придают им нужные свойства: регулируют вкус, формируют текстуру, улучшают внешний вид. Их используют в кондитерской промышленности, мясной, молочной, консервной и других.

Отечественный рынок пищевых ингредиентов устойчиво растет и, по данным разных источников, оценивается в размере порядка 3,5 миллиардов американских долларов, что составляет примерно 10 процентов мирового рынка. Однако существует значительная зависимость отрасли от импортной продукции.

"Особенно это касается таких компонентов, как ароматизаторы, эмульгаторы, стабилизаторы и так далее — отечественное пищевое производство испытывает острый недостаток собственных технологических разработок. Например, открытие производства регулятора "лимонная кислота” в России только обсуждается", — говорит эксперт в области пищевых технологий Светлана Баласанян.

Производство пищевых ароматизаторов тоже ограничено: в интернет-каталоге "Производители России" значится всего 20 предприятий. Компания Светланы Баласанян "Союзкомпонент", существующая на рынке с 2011 года, — одна из немногих в стране может предложить свои разработки. И это в том числе позволило ей стать одним из крупнейших поставщиков ингредиентов в стране и лидером отрасли на юге России с отделениями в трех его крупнейших регионах: в Ростовской области, в Ставропольском и Краснодарском краях. Клиенты компании — это более чем двести пятьдесят предприятий пищевой сферы и каждое пятое — бизнес федерального масштаба.

Компания начинала с пятьдесят килограммов специй. Сейчас в ассортименте — более трехсот пятидесяти наименований ароматизаторов, стабилизаторов, эмульгаторов, заквасок, ферментов, пищевых волокон и множества других пищевых ингредиентов. Технологи компании разработали и применяют на предприятиях клиентов более двухсот рецептур продуктов.

Пищевые технологии

Современные пищевые ароматизаторы делятся на три группы в зависимости от технологии производства: синтетические, натуральные и идентичные натуральным. Они позволяют производителям решать множество задач, при этом не всегда призваны приносить потребителю пользу.

"Лидер со знаком минус — сегмент быстрого питания, где технологии часто работают над единственной задачей — разжечь у потребителя желание съесть продукт любой ценой. Они выясняют, какие свойства продукта вызовут у нас желание съесть его и с помощью инновационных технологий создают такой продукт. И такая гонка за прибылью, к сожалению, распространяется во всех сегментах пищевой отрасли", — говорит основатель компании "Союзкомпонент".

Сама Светлана Баласанян стремление получить максимальную прибыль, невзирая на вред, которую может принести еда, не поддерживает. В своей компании она сделала ставку на натуральные ингредиенты и убеждена, что они способны обеспечивать прибыль не хуже тех, что "обманывают" органы чувств потребителя, заставляя его продолжать употребление продукта даже после насыщения, нанося вред здоровью.

Натурально выгодно

Истинную ценность и смысл развития технологий Светлана Баласанян видит в появляющейся возможности создавать полезные и доступные продукты. Еще на старте своего бизнеса она смогла понять, что потребители рано или поздно задумаются, о том, что едят, поэтому натуральные ингредиенты для пищевой промышленности составляют порядка 70 процентов всего ассортимента компании.

"Есть проверенная временем точная и ёмкая фраза, сказанная известным врачом и философом Гиппократом: "Мы есть то, что мы едим”, — иллюстрирует свой подход к производству здоровой пищи предприниматель. — И сейчас в мире продолжает набирать силу тренд здорового питания, потребители стараются делать выбор в пользу натуральных продуктов".

Пищевая промышленность, как и любая отрасль, живущая по коммерческим законами, стремится удовлетворить этот запрос потребителей — в магазинах все больше продуктов с надписями, сигнализирующими о натуральности продукта, такими как "био" или "эко". Пожалуй, одними из ингредиентов, натуральный статус которых потребители, а значит и производители, отслеживают наиболее пристально являются ароматизаторы.

"И натуральные, и идентичные натуральным ароматизаторы, делаются из натурального сырья. Разница в том, что сырье, из которого создается идентичный натуральному, не относится напрямую к ароматизатору. Например, запах смородины может создаваться из древесных опилок, которые также являются натуральным сырьем, при этом не являются смородиной", — объясняет эксперт в пищевых технологиях Светлана Баласанян.

Сегодня натуральные ароматизаторы ее компании "Союзкомпонент" составляют долю более 80 процентов в объеме продаж этой группы товара. И есть среди них есть уникальные разработки.

Уникальные разработки для пищепрома

Производство натуральных ингредиентов преследует главную цель — удовлетворить ожидание потребителя, связанное с безопасностью, объясняет свою позицию Светлана Баласанян, подчеркивая, что такое производство способно одновременно повышать рентабельность. Она сумела разрушить стереотип о том, что производство натуральных продуктов менее выгодно, чем их искусственных аналогов.

Один из крупных клиентов — производитель напитков, — зная о выдающихся способностях Светланы в области пищевых технологий, обратился за помощью — создать для него натуральный ароматизатор "тархун", чтобы заменить им индентичный натуральному, который использовался в напитках.

"Создание ароматов — это очень сложный и трудоемкий процесс, который, как правило, занимает большое количество времени. Крупные производители создают линейку ароматизаторов годами и столько же времени тратят на внедрение их в производство, — делится опытом Светлана.

Технологи компании под руководством Светланы Баласанян чуть более чем за год сумели разработать уникальный вкусоароматический профиль. Опытные образцы тестировали на фокусных группах — было проведено порядка двухсот дегустаций. Результат превзошел ожидания клиента: покупателям обновленный напиток пришелся по вкусу, его продажи выросли более чем на 20 процентов. В итоге разработку натурального компонента удалось с лихвой окупить, а Светлана Баласанян доказала рынку, что натурально — это выгодно. Это иллюстрирует и коммерческие успехи компании — валовая прибыль, согласно данным из открытых источников, растет на 15-20% в год.

Сейчас Светлана Баласанян работает над созданием новых рецептур по техническим заданиям заказчиков, разрабатывает натуральные ингредиенты и технологии их адаптации для существующих на рынке продуктов. Ее вклад в развитие пищевой промышленности России особенно ощущается сейчас, когда страна остро нуждается в замене компонентов, которые раньше производители могли получать только у заграничных поставщиков.