Включение Фархада Ахмедова в санкционный список было следствием ошибки

Почему европейские чиновники отозвали свое решение по российскому бизнесмену

Европейский союз не продлил санкции против российского предпринимателя Фархада Ахмедова. Данное решение, по мнению известных международных юристов, связано, прежде всего, с опасением европейских чиновников проиграть в суде бизнесмену, оспорившему полтора года назад введение против него санкций.

В частности, стало известно, что против Ахмедова санкции были введены на основе устаревших данных: его посчитали связанным с российским государством, поскольку он был сенатором. Но бизнесмен после продажи своей доли в компании "Нортгаз" в 2012 году больше не занимал государственных постов в Российской Федерации. Подозрения европейских чиновников в отношение Фархада Ахмедова, что он был связан с высшими должностными лицами в России, также оказались безосновательными. На протяжении 18 месяцев юристы г-на Ахмедова доказывали в судах и ведомствах Европейского союза, что санкции были введены по ошибке. В итоге, ошибка чиновников была исправлена.

Данный "кейс" о снятии санкций с ряда российских предпринимателей демонстрирует, что, во-первых, санкции в ЕС вводились в спешке и под политическим давлением и, во-вторых, доказывает, что правовая система в европейском содружестве хотя и с трудом, но все же "отсеивает" дела, которые не имеют доказательной базы, и связаны с политическим преследованием.

В то же время, как известно, многие бизнесмены из России безуспешно пытаются снять санкции, обращаясь в юридические и лоббистские организации Запада. В том случае, если чиновникам Европейского союза или США удается доказать, что российский олигарх получал выгоды от связей в государственных структурах РФ, то снять санкции становится практически невозможно. Попытки некоторых бизнесменов делать на Западе заявления, осуждающие Россию, не принесли результатов.

Эту ситуацию очень наглядно прокомментировал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков, заявивший, что "есть бизнесмены, которые "скатываются на антироссийские позиции и которые пытаются выторговать себе снятие санкций за 12 серебреников".

В то же самое время, по мнению Пескова, поддержавшего подобных Ахмедову коммерсантов, есть также "предприниматели, которые планомерно и методично отстаивают свои интересы в суде. Это право любого предпринимателя, и к нему мы относимся с уважением", — заявил пресс-секретарь. По его словам, санкции против предпринимателей, изъятие частной собственности российского бизнеса, посягательства на финансовые и иные активы российского бизнеса противоречат всем законам и международному законодательству в целом.

Как известно, Фархад Ахмедов относится к категории тех бизнесменов, которые сделали себя сами. Он сумел вывести из кризиса газовую компанию "Нортгаз" в то время, когда никто не верил, что это в принципе возможно. Ахмедов не надеялся на поддержку государства и даже судился с госкорпорацией "Газпром".

С начала рыночных реформ в России образовался класс независимых предпринимателей, которые заработали свои капиталы отнюдь не благодаря залоговым аукционам, и причислять их всех к "агентам Кремля" означало бы начать "классовую войну" европейских чиновников против российского бизнеса. Однако вышеупомянутое решение о снятии санкций с нескольких предпринимателей из РФ свидетельствует о том, что в Европе не 37-й год и правовые механизмы, пусть и с опозданием, но все же работают.

Следует отметить, что факт снятия санкций с российского бизнесмена далеко не всех радует на Родине. Например, скандально известный музыкальный продюсер Иосиф Пригожин, желая, как говорится, "поймать хайп" на ситуации, сделал заявление, что именно его разговор по телефону с Фархадом Ахмедовым, попавший в Интернет, стал причиной снятия санкций с российского бизнесмена. Но эксперты оценили это, как всего лишь, ни больше ни меньше, неуклюжую попытку состряпать донос на предпринимателя.

Фархад Ахмедов, как неоднократно писали СМИ, законов не нарушал, и именно поэтому с него сняли санкции. Европейские суды не будут принимать во внимание неофициальные разговоры, незаконно попавшие в публичное пространство. Поэтому измышления Пригожина и ему подобных выглядят даже не ложкой дегтя, чтобы испортить бочку меда, а всего лишь жалкой попыткой вставить свои пять копеек, желая продемонстрировать неуместную в данной ситуации лояльность руководству страны.

Успешное снятие санкций с Фархада Ахмедова на самом деле связано не с декларациями и громкими заявлениями, а с юридическими процедурами. По мнению адвоката юридической фирмы ACQUIS Уильяма Жюлье, власти ЕС не продлили санкции, прежде всего, из-за опасений поражения в суде по искам Ахмедова. Это как раз тот самый случай, о котором и упомянул Дмитрий Песков в своем заявлении.

По словам французского юриста, снятие санкций связано, прежде всего, с ожиданиями Совета ЕС от предстоящего решения суда по иску российского предпринимателя, поскольку он с самого начала не должен был попасть под санкции ЕС.

"Включение Фархада Ахмедова в санкционный список было следствием явной ошибки в суждениях, что мы неустанно доказывали как Совету ЕС, так и суду на протяжении 18 месяцев. Это решение не имело никаких правовых оснований и было абсолютно незаконным", — резюмировал адвокат.