Председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на пленарном заседании Госдумы заявила, что регулятор готов рассмотреть идею использования специальных облигаций, которые были бы привязаны к замороженным активам РФ. Эти облигации можно было бы использовать для расчётов с нерезидентами, которые покидают российский рынок.
Предложение было выдвинуто депутатом от ЛДПР Владимиром Кошелевым. Он уверен, что такая мера стабилизирует валютный курс и снизит волатильность валютного рынка, что является важным для российского бизнеса.
Эльвира Набиуллина отметила, что данная идея требует дополнительного обсуждения и рассмотрения нескольких нюансов.
Набиуллина также отметила, что данный механизм может быть рассмотрен как альтернатива счетам типа "С", но этот вопрос также требует дополнительного обсуждения.
Кроме того, есть вопрос иммунитета Центробанка в отношении принадлежащего ему имущества.
"Несмотря на заморозку, пока юрисдикционный иммунитет активов ЦБ не оспорен. Вопрос, конечно, что взамен получит Центральный банк", — отметила Эльвира Набиуллина.
При этом Набиуллина подчеркнула, что Центробанк заинтересован в поиске разных вариантов решения проблемы замороженных активов и готов обсудить данную тему детально. Так что вполне возможно, что в каком-то из них она будет реализована.
Счета типа "С", о которых упомянула глава ЦБ, были введены в прошлом году. На них зачисляются деньги от должников-резидентов, права требования по обязательствам которых переуступлены иностранными кредиторами из недружественных юрисдикций.
Со счета типа "С", открытого резиденту, деньги могут списываться для уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, а также для уплаты комиссий банку, осуществляющему его обслуживание.
На счета типа "С" зачисляются рубли в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ на день платежа. Конвертировать эти рубли в валюту можно с разрешения российских властей.
Представители многих иностранных компаний ранее заявляли, что не могут свернуть деятельность в России. В том числе и по той причине, что продать активы по приемлемой цене весьма затруднительно, а сама процедура очень сложная.
Что же касается замороженных российских активов за рубежом, то власти США и Евросоюза оценивают их в 300 миллиардов — долларов или евро соответственно. Уже год с лишним обсуждается, как бы эти деньги можно было передать Украине.
Впрочем, недавно в юридической службе ЕС пришли к выводу, что никак — и после окончания конфликта эти средства должны быть возвращены России. Хотя, конечно, едва ли положит конец попыткам эти средства конфисковать. Или украсть, если называть вещи своими именами.