Вице-премьер Молдавии Андрей Спыну прокомментировал ход переговоров с "Газпромом" о заключении нового договора на поставки газа. Судя по его словам, переговоры идут в конструктивном ключе. Но есть одна проблема, которую молдавские власти признавать не хотят.
"Дискуссии ведутся в конструктивном ключе и прилагаются усилия, чтобы найти точку пересечения интересов обеих сторон", — написал Спыну в "Фейсбуке". В пятницу, 29 октября, они продолжаются третий день.
По итогам предыдущих дней переговоров сообщалось, что стороны так и не пришли к каким-либо договорённостям. Собственно, такой же вывод можно сделать и из комментария Спыну.
При этом молдавская сторона не признаёт долг перед "Газпромом" в 709 миллионов долларов, с выплатой которого увязывается подписание нового долгосрочного контракта. То есть не то чтобы совсем не признаёт. По словам Спыну, "что касается объёмов сформировавшегося долга, Молдавия считает, что стороны могут его согласовать только после аудита".
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в пятницу, 29 октября, также констатировал, что договориться не удаётся.
Россия предлагает в случае признания долга 25-процентную скидку от рыночной цены на газ. Однако в Кишинёве утверждают, что и эта цена выше рыночной в регионе.
Отметим, что речь идёт только о поставках газа в Молдавию, без учёта Приднестровья, где сосредоточено много промышленных предприятий. Молдавия ежегодно потребляет один миллиард кубометров газа, Приднестровье — два миллиарда кубометров.
Сейчас Молдавия закупает небольшие объёмы газа на тендерах. Разумеется, никто из европейских поставщиков не учитывает экономические возможности этого государства платить по нынешним рыночным ценам.
Накануне глава европейской дипломатии Жозеп Боррель в ходе переговоров с участием премьер-министра Молдавии Натальей Гаврилицей заявил о попытках "Газпрома" оказать политическое давление.
По его словам, "мы согласились с премьер-министром по поводу позиции в вопросе потенциальных возможностей третьей стороны использовать энергоресурсы в качестве политического оружия".
"Газ — это товар, он продаётся и покупается и не может быть использован как геополитическое оружие", — заявил Боррель. Никаких доказательств в подтверждению сказанному Жозеп Боррель не привёл. Что, собственно, не удивляет.