Россия лидирует на пути к "зелёной" ядерной энергетике

В условиях дефицита электроэнергии от ВИЭ и газового кризиса европейские страны готовы переключиться на любые другие источники — уголь, мазут, дизельное топливо и даже горючие сланцы. На этом фоне не кажутся чересчур смелыми предложения европолитиков реабилитировать ядерную энергетику, которая ранее считалась у них не очень безопасной и экологичной. Это весьма кстати для России, которая достигла высот в сфере мирного атома.

Волгодонская АЭС

Представители правительств десяти стран Евросоюза (главным образом, из восточной его части) во главе с французским министром экономики и финансов Брюно Ле Мэр опубликовали в издании Figaro статью, содержащую призывы активизировать использование ядерной энергетики в целях защиты европейских потребителей от волатильности цен. Группа подписантов пустила в ход всё своё красноречие и все аргументы, которые только можно вообразить.

Брюно Ле Мэр со товарищи объясняют свою тягу к более активному использованию мирного атома необходимостью диверсифицировать источники поставок энергоносителей, сократить зависимость от иностранных государств, создавая попутно в большом количестве высококвалифицированные рабочие места. Была пущена в ход "тяжёлая артиллерия" в виде аргумента о том, что ядерная энергетика играет важнейшую роль в деле защиты климата.

"Нам необходима ядерная энергетика, чтобы одержать победу в битве за климат, — заявили авторы статьи. — Это наше лучшее оружие для ведения такого боя. Это источник чистой, надёжной, независимой и конкурентоспособной энергии. Она предоставляет нам, европейцам, возможность продолжать развивать нашу промышленность".

Вдобавок ко всему группа министров десяти стран ратует за то, чтобы ядерная энергетика была уже до конца текущего года включена в документ "Таксономия ЕС", представляющий собой классификацию юридически обязательных критериев инвестирования в перечне мер по защите климата. Признание атомной энергии в Европе экологически безопасной сыграло бы на руку России, в энергобалансе которой её доля превышает 20%. К тому же у нашей страны большой потенциал производства так называемого "жёлтого" водорода, получаемого путём электролиза с использованием атомной энергии.

Устремления своего министра поддержал и президент Франции Эммануэль Макрон, который выступил в Елисейском дворце с презентацией новой программы — плана оживления экономики "Франция-2030" ценой в 30 млрд евро. Из этой суммы как минимум один миллиард направят на развитие ядерной энергетики с акцентом на прорывные технологии. Как заявил Макрон, ставится приоритетная цель — создать к 2030 году инновационные малые ядерные реакторы с улучшенной системой утилизации отработанного топлива.

Проникая в тайны термоядерного синтеза

Белорусская АЭС

На фоне успехов России в освоении мирного атома Европа находится скорее в роли догоняющей. Страна ушла далеко вперёд после 1954 года, когда впервые в мире была введена в строй советская атомная электростанция мощностью 5 МВт. События 2021 года подтверждают лидерство России как в строительстве и эксплуатации современных АЭС, так и в освоении технологий ядерной генерации будущего. В частности можно упомянуть такие проекты госкорпорации "Росатом", как запущенный в июне в Белоруссии энергоблок поколения "3+", старт строительства энергоблоков АЭС "Аккую" в Турции, АЭС "Сюйдапу" и Тяньваньской АЭС в Китае — все с современными российскими реакторами ВВЭР-1200.

Сенсацией в мире ядерной энергетики стало начало возведения в Северске Томской области энергоблока нового поколения БРЕСТ-300, что открывает путь к беспрецедентно безопасной, ресурсосберегающей и экологичной атомной генерации. Аббревиатура БРЕСТ означает "быстрый реактор естественной безопасности со свинцовым теплоносителем". Он работает на принципе замкнутого ядерного топливного цикла: наработанный плутоний в составе ОЯТ идёт для изготовления новых партий свежего топлива, подпитываемых извне обеднённым ураном-238, и так по кругу. Технологии регенерации и рефабрикации отработавшего топлива реактора как раз и обеспечивают достижение экологической безопасности.

По-настоящему прорывным решением можно назвать проект термоядерной установки токамак Т-15МД, над созданием которого работает Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт". Речь идёт о проникновении в тайны термоядерного синтеза, с тем чтобы сделать его управляемым и получить фактически неиссякаемый безопасный источник энергии.

Как отмечает руководитель "Курчатовского института" Михаил Ковальчук, токамак прошёл физический пуск, но потребуется ещё немало усилий и времени для его реального энергетического пуска: предстоит пройти сложный путь в рамках экспериментальной исследовательской деятельности. Она будет вестись в русле стратегии по переходу к конкурентоспособной двухкомпонентной энергетической системе. По словам Ковальчука, если добавить к действующим АЭС реактор на быстрых нейтронах и гибридный токамак, это позволит создать замкнутый ядерный топливный цикл, полностью "зелёную" ядерную энергетику, что крайне важно для перехода к углеродной нейтральности.

Могущественный "Зевс"

 

Недавно на совещании по развитию космической отрасли президент Владимир Путин отметил, что Россия заметно продвинулась в разработке уникальных технологий ядерной космической энергетики, опережая наших конкурентов на 6-7 лет. Имелась в виду программа "Нуклон" по созданию транспортно-энергетического модуля с ядерной энергоустановкой мегаваттного класса, получившего название "Зевс". По словам главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина, только ядерная энергетика даст возможность межпланетному космическому аппарату преодолевать огромные расстояния: обычные химические двигатели не могут обеспечить такую надёжность.

Ядерный буксир "Зевс" будет оснащён энергоблоком с реактором и системой, преобразующей тепловую энергию в электрическую, а также ионным ракетным двигателем. Если мощность солнечных батарей МКС составляет порядка 100 кВт, то электрогенератор на "Зевсе" будет достигать 470 кВт. Решение проблемы энергообеспечения космических аппаратов в виде ядерной реакции открывает перед российской космонавтикой огромные возможности.

Судя по техническому заданию, радар планетолёта "Зевс" способен просканировать толщу Луны на километр и более в глубину. По мнению знающих людей, одного такого корабля достаточно для радиолокационного контроля всего воздушного пространства России. Мощный источник энергии ядерного буксира скажется на качестве полезной нагрузки, будь то другой космический корабль, который нужно разогнать, или посадочный модуль для высадки на другое небесное тело. "Зевс" сможет решать целый спектр задач: доставлять грузы на орбиту Луны и геостационарную орбиту, совершать полёты к планетам Солнечной системы или бороться с накопившимся космическим мусором.

Говоря о перспективах использования в будущем (после 2030 года) ядерного буксира "Зевс", Дмитрий Рогозин ранее упомянул миссии к Марсу, Венере и даже за пределы Солнечной системы в целях поиска жизни во Вселенной. Если мысленно вернуться к проблемам энергетического кризиса в Европе, сегодня сюжеты о путешествиях к звёздам вряд ли покажутся уместными. Но факт есть факт: энергетические возможности России дают ей большие преимущества. Что касается политиков из Евросоюза, то у них есть шанс сделать правильные выводы из допущенных ошибок в сфере энергетики. Ведь склонность упорствовать в своих ошибках ведёт не к звёздам, а в тупик.