Для российской прессы стало правилом держать читателей в курсе малейших колебаний цен на нефть. Сводки малоутешительные, цена на Urals падает. И обязательно подчеркивается, до какого именно минимума цена упала.
В четверг, например, появились сообщения, цена российской марки нефти в Северо-Западной Европе — по данным агентства Argus — снизилась до $10,54 за баррель. И таким образом, Urals обвалилась до минимального уровня с марта 1999 года.
Данные, конечно, малорадостные. Правда, речь идет только об одном регионе. Ориентироваться предлагается на ситуацию именно здесь. Хотя и понятно, почему: это один из основных рынков сбыта российской нефти.
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напомнил, что падает в цене вся нефть, а не исключительно российского происхождения. Хотя понятно, что для России интересны именно цены на производимую в стране нефть.
"Сейчас разница между объемом производства и объемом реального потребления составляет около 15-20 миллионов баррелей в сутки. Чуть ли не четверть всей мировой ежедневной добычи лишняя. И такая ситуация продлится до того момента, пока страны не победят коронавирус и не станут отменять меры карантина, начнут нормально потреблять нефтепродукты", — сказал он "Правде.Ру".
По прогнозу Игоря Юшкова, период восстановления начнется ближе во втором полугодии.
"Процесс восстановления может быть быстрее, если участники соглашения ОПЕК+ заключат новую сделку. И медленнее будет восстанавливаться, если такой сделки не будет. Сейчас апрель-май, наверное, будет самый напряженный период для российских нефтяников. Потому что цена нефти Urals в моменте падала ниже 10 долларов за баррель", — отметил эксперт.
Он напомнил о еще одной проблеме — экспортная пошлина устанавливается с определенным временным лагом.
"Экспортная пошлина рассчитывается исходя из средней цены на нефть за предыдущий месяц. На апрель брали период для расчета с 15 февраля по 15 марта. И за этот период средняя цена составляла 47 долларов за баррель. В пересчете на баррель экспортная пошлина — около 7 долларов. И получается, когда у вас цена нефти 10-15 долларов за баррель и 7 из них забирает государство, естественно, что у вас нерентабельные продажи", — подчеркнул Игорь Юшков.
Однако он уверен, что российские компании этот период переживут.
"Вопрос в том, какие будут издержки в зависимости от сроков этого кризиса. Чем дольше период низких цен, тем, конечно, хуже для государства и для нефтяных компаний. Но опять же разговоров о разорении наших компаний не идет, просто потому что они довольно большие. Отрасль очень консолидирована и денег достаточно для того, чтобы довольно долго терпеть убытки. А ближе к июню и добыча в ряде стран будет спадать, потребление будет восстанавливаться у ряда государств. Поэтому такой кризис перепроизводства немножко ослабнет", — считает эксперт Фонда энергетической безопасности.