Шутливый девиз "Лёжа на диване спасти планету" сегодня получил широкое распространение в интернет-пространстве. Действительно, эксперты и политики призывают людей оставаться дома во избежание заражения коронавирусом. Хотя многим не до шуток. Не только потому, что в мире свирепствует вирус COVID-19, но и по причине вынужденного перехода на безработицу.
Тревожные сообщения пришли в третьей декаде марта из США. Там произошёл небывалый скачок безработицы: по данным Министерства труда на 21 марта, число первичных заявок на пособие по безработице за неделю увеличилось больше чем на 3 миллиона!
Надо заметить, что американские эксперты с недавних пор не скупились на алармистские прогнозы в этой сфере. Когда по требованию профсоюзов из-за пандемии остановили свои конвейеры крупнейшие американские автозаводы General Motors, Ford Motor и Fiat Chrysler — это были лишь первые ласточки.
Глава американского Минфина Стивен Мнучин на встрече с сенаторами-республиканцами сообщил пренеприятное известие: экономические последствия из-за коронавируса могут затмить финансовый кризис 2008 года, а уровень безработицы в США может вырасти на 20%. Ещё более пессимистичен Джеймс Баллард, председатель одного из 12 региональных резервных банков США (г. Сент-Луис). По его мнению, массовое закрытие предприятий малого и среднего бизнеса приведёт к беспрецедентному падению ВВП США с потерями до 2,5 трлн долларов и взлётом безработицы до 30% уже во втором квартале текущего года! Поэтому планы президента США Донадьда Трампа оказать масштабную помощь в размере 2 триллионов долларов наиболее пострадавшим от эпидемии коронавируса секторам национальной экономики не кажутся чрезмерными.
Тревогу бьют и в ООН. В исследовании Международной организации труда (МОТ) говорится, что кризис экономики и рабочей силы, созданный пандемией, может привести к массовым сокращениям. Эксперты МОТ дают мрачные предсказания о 25 миллионах человек в мире, которые лишатся своей работы. Причём во время финансового кризиса 2008 года таковых было 22 миллиона. Гендиректор МОТ Гай Райдер, говоря о пандемии коронавируса, заявил:
"Это больше не является просто глобальным кризисом в сфере здравоохранения, это ещё и серьёзный кризис на рынке труда и экономический кризис, оказывающий огромное влияние на людей".
Тревожные звоночки раздаются и в различных странах Европы. Недавно представитель благотворительного союза Германии Caritas Ева Вельскоп-Деффаа заявила, что входящим в него организациям в течение нескольких недель грозит банкротство — а там занято 1,9 миллиона человек. Проблема в том, что массовый карантин привёл к свёртыванию их деятельности, а предлагаемые правительством Германии меры экономической поддержки рассчитаны, прежде всего, для бизнеса.
В Латвии объявили о значительных сокращениях авиакомпания airBaltic и несколько других компаний в отрасли перевозок и туризма. В бюджете прибалтийской республики нет денег на меры поддержки бизнеса и социальной сферы, поэтому ряды безработных могут пополнить тысячи других работников ресторанного и гостиничного бизнеса.
Негативные явления вряд ли обойдут стороной и рынок занятости в России. По данным Росстата на февраль текущего года, уровень безработицы составил 4,6% или 3,4 миллиона человек. Главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА", доцент экономического факультета МГУ Антон Табах предполагает, что из-за карантинных мер исчезнут как минимум миллион рабочих мест. Еще в начале февраля, когда эпидемия была ограничена границами Китая, она негативно отразилась на доходах граждан Приморья, работавших в сфере трансграничных перевозок. Были сообщения, что из-за перекрытия пограничных переходов работы лишились более 2 тысяч водителей.
Первыми пострадавшими от экономического шторма, вызванного коронавирусной инфекцией, были:
Неудивительно, что при объявлении правительством первоочередных мер поддержки российской экономики была сразу объявлена отсрочка по взысканию налогов для туристической и авиационной отраслей. Недавно стало известно, что из резервного фонда правительства для помощи туроператорам будет выделено 3,5 миллиарда рублей.
Премьер-министр Михаил Мишустин, предвидя возможные злоупотребления со стороны работодателей на фоне коронавирусной инфекции, не советовал им "решать свои проблемы за счёт сокращения персонала".
"Можно и нужно использовать самые разные гибкие формы занятости людей, — сказал он, — где-то сокращенный рабочий день, где-то удалёнку, которая в наибольшей степени соответствует рекомендациям медиков".
Власти принимают всё новые и новые меры для поддержки малого и среднего бизнеса как самого уязвимого сектора экономики, где заняты миллионы россиян. К ним относятся:
В своём обращении к россиянам из-за коронавируса президент Владимир Путин призвал всех работодателей "обеспечить стабильность на рынке труда, не допустить всплеска безработицы". Предложено увеличить верхнюю планку пособия по безработице до уровня минимального размера оплаты труда — 12130 рублей, а также снизить для малых и средних предприятий с 30 до 15 процентов размер страховых взносов на сумму зарплаты, превышающую МРОТ. Предполагается, что такая мера даст предприятиям дополнительные ресурсы для поддержки доходов занятых там граждан.
Как сообщил недавно министр труда и социальной защиты Антон Котяков, руководимое им министерство также подготовило свои предложения о мерах поддержки в сфере занятости, призванных нивелировать негативное влияние пандемии на экономику. Что планируется сделать?
Об интересном опыте борьбы с массовой безработицей в начале 90-х годов напомнил профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов, который в 2007–2012 годах занимал должность замминистра здравоохранения и социального развития. В 1994 году через механизм субсидирования предприятий получили компенсационные выплаты почти миллион работников, находившихся в простое или отправленных в отпуска без содержания. Эксперт предлагает создать фонд содействия занятости, через который государство могло бы субсидировать расходы работодателя, испытывающего недостаток оборотных средств.
"Это намного лучше, чем допустить увольнения без денег, — отмечает Сафонов, — и в будущем спровоцировать волну неплатежей по ЖКХ и личных банкротств".
О какой бы стране мира мы ни говорили, увольнение с работы означает потерю дохода. При этом расходы, связанные с жильём, питанием, транспортом, кредитами и т. д., никуда не деваются. Если это явление приобретёт массовый характер, не миновать всплеска бедности во всём мире.
Прошедший 26 марта виртуальный саммит G20, посвящённый пандемии COVID-19 и её экономическим последствиям, не привёл к переломным решениям. Да, решено влить в мировую экономику 5 триллионов долларов для борьбы с последствиями пандемии, было заявлено о необходимости обеспечить свободные потоки медицинских товаров, сельхозпродукции, держать рынки открытыми, сохранить рабочие места и доходы и т. д. Но есть большие сомнения, что в условиях бесконечных односторонних санкций и торговых войн, которыми так любят злоупотреблять США при поддержке своих западных сателлитов, разворачивающийся перед нашими глазами кризис обойдётся миру малой кровью.