Холодная война между Китаем и США не имеет перспектив к быстрому окончанию. Об этом свидетельствуют позиции сторон.
Последний раунд торговых переговоров между Пекином и Вашингтоном по вопросу торгового соглашения завершился в минувшую пятницу, 10 мая, безрезультатно. Повышение тарифов президентом США до 25 процентов на импорт китайских товаров (на сумму 250 миллиардов долларов в год) и обещание обложить пошлинами оставшийся импорт (на 325 миллиардов) — это сигналы о том, что вопреки радужным предсказаниям в СМИ компромисс не найден.
Позиция китайской стороны в высшей степени категорична. Как сообщает портал CGTN со ссылкой на китайское издание China Plus, у Китая есть три основных требования, а именно: отменить все тарифы, убедиться, что показатели по китайскому экспорту в США соответствуют реальности и "улучшить текст" соглашения. "Китай никогда не пойдет на уступки по этим принципиальным вопросам. Если американская сторона будет настаивать на продолжении введения тарифов, у Китая не будет другого выбора, кроме как решительно противостоять этому шагу", — цитирует China Plus вице-премьера Китая Лю Хэ, переговорщика от КНР.
Среди ответных шагов Пекина, как считают американские аналитики, следует ожидать дополнительного давления на американские фирмы, работающие в Китае, усиления проверок экспортируемых из США товаров, а также снижения курса юаня по отношению к доллару. Падение стоимости юаня даст китайскому экспорту торговое преимущество и потенциально компенсирует влияние тарифов США.
Китай также может отомстить США сбросом американских долговых обязательств в размере более одного триллиона долларов США, но это крайняя мера, которая не выгодна экономике Китая, имеющей с них стабильную доходность в валюте.
С другой стороны, китайский лидер Си Цзиньпин может выжидать, поскольку в новый предвыборной кампании Трампу не выгодно, чтобы новые тарифы отразились на американском потребителе. Так, согласно данным, опубликованным в феврале компанией Trade Partnership Worldwide, если на китайский импорт в США в 250 миллиардов долларов в США будет введен 25-процентный тариф, то за год будет потеряно 934 тысячи рабочих мест и ежегодные расходы семьи из четырех человек увеличатся на 767 долларов. Если же этот тариф будет распространен на оставшийся китайский импорт (стоимостью 325 миллиардов долларов), то через год будет потеряно 2,1 миллиона рабочих мест, а американской семье из четырех человек придется ежегодно тратить дополнительно две тысячи долларов США.
Новый компьютер или диван китайского производства — это основная покупка для большинства американцев, и повышение цены на нее может вынудить многих искать более дешевые бренды или отложить покупку, а также подумать над тем, а голосовать ли снова за Трампа.
Как указывает China Plus, Китай легко переживет тарифную войну с США, так как зависимость ВВП Китая от экспортной выручки упала и составляет всего 17,9 процента и 76,2 процента приходится на рост внутреннего потребления. За первые четыре месяца этого года товарооборот между Китаем и США сократился на 11,2 процента, при этом импорт Китая в США упал на 4,8 процента, а экспорт США в Китай — на 26,8 процента. Это говорит о том, что экспортные товары США относительно более взаимозаменяемы на китайском рынке.
Версия Трампа о том, что тарифы являются фундаментальным решением проблемы устранения торгового дисбаланса, оказалась неверной, так как отрицательное для США сальдо торгового баланса с Китаем увеличилось на 10,5 процента.
К тому же Китай, уменьшая торговлю с США, компенсирует потери ростом торговли с ЕС и странами АСЕАН. В частности, объемы торговли со странами проекта "Один пояс, один путь" увеличились на 9,1 процента, что на 4,8 процентных пункта выше, чем общий рост внешней торговли Китая — на 4,3 процента.
"Китайская экономика — это не пруд, а океан… Сильные ветры и бури могут уничтожить пруд, но никогда — океан!" — цитирует газета China Plus председателя госсовета Си Цзиньпина. Заметим, что торговая война между Китаем и США — это только часть конфликта, который разгорается в их споре за право главенствовать в мире. Тайвань, Южно-Китайское море, Huawei, Иран, Венесуэла — этот список бесконечен.
Как сказал "Правде.Ру"исполнительный директор в международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок, в Пекине и Вашингтоне "прекрасно понимают", что "экономически слишком связаны друг с другом", чтобы можно было говорить о разрыве или о войне, даже торговой. Основное направление экспорта Китая — это страны Запада, Соединенные Штаты. Инициатива "Один пояс и один путь" пока "никак не перекрывает и не сможет перекрыть в ближайшее время американский рынок", отметил эксперт для "Правды.Ру".
По его словам, Трамп открыт для дальнейших переговоров и следует своей тактике ставить изначально невыполнимые практически или крайне невыгодные условия своим оппонентам, а потом через какое-то время "немножко отдавать назад". И тогда оппоненты уступку в два-три процента начинают воспринимать как свою дипломатическую или переговорную победу: "Пусть будет не 25 процентов, а, скажем, 23 или 20 процентов".
"Китай не будет делать резких движений, драматических жестов, отворачиваться от Америки в сторону Западной Европы — в этом есть определенная мудрость. Китайцы будут брать измором, спокойствием и, в конце концов, через какое-то время возобновят переговоры. Китай исходит из того, что ему спешить некуда, поэтому он подождет, пока сменятся Трамп и политика Трампа", — сказал Станислав Бышок в интервью "Правде.Ру".
Читайте по теме:
Трамп "запретил" Китаю принимать ответные меры на увеличение пошлин
Bloomberg спрогнозировал Китаю крупнейший дефолт за всю историю страны
Китай отказался участвовать в переговорах по ядерному оружию с США и Россией