Международный форум "Один пояс - один путь": в чем выгода для России?

Международный форум "Один пояс — один путь", рабочая программа которого стартовала в Пекине 26 апреля, в Китае считают самым важным для страны дипломатическим событием года. Участие в нем принимают Владимир Путин и еще более 40 глав государств.

Главная тема встречи — инициатива Китая по созданию единого пространства, экономического пояса Шелкового пути, охватывающего страны Европы и Азии. По словам Владимира Путина, страны Евразийского экономического сотрудничества готовы интегрироваться в проект, поскольку он перекликается с идеей России о создании Большого евразийского партнерства.

Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Андрей Островский рассказал "Правде.Ру", в чем состоит геополитическое значение форума, чем проект экономического пояса Шелкового пути выгоден России и какие его составные части уже реализованы.

— Европу на форуме представляют Италия и Швейцария, но других стран нет. Почему?

— Италия и Швейцария хотят участвовать в поясе "Один путь", а другие страны не хотят. Если говорить о Европе, в Европе, в основном, в административном поясе "Один путь" хотят участвовать страны юга, например, Италия, Испания, Турция, а север не хочет.

И Еврокомиссия, в основном, давила на премьер-министра Италии Конти, чтобы он не подписывал соглашение с Китаем. Дело в том, что по соглашению, которое подписал Си Цзиньпин с итальянским премьером Конти, порт Триест, который будет опорным пунктом этого проекта "Один пояс — один путь", будет важным пунктом, через который пойдут товары в Европу.

— Чем "Один пояс — один путь" выгоден для России? И какие проекты в рамках этой программы уже реализуются?

— На сегодняшний день у нас особо совместных проектов нет. Первоначально в 2014 году было подписано соглашение о том, что мы будем строить высокоскоростную железную дорогу Москва — Пекин. Это Москва, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Оренбург, далее через Казахстан.

Но затем у нас сочли, что цены будут высокие, высокоскоростная железная дорога себя не окупит, и этот проект был свернут. Там еще ряд был проблем. Но самое главное — возможная низкая рентабельность проекта и неокупаемость его.

После этого проекта у нас практически не появилось ничего нового за исключением проекта "Приморье-1", "Приморье-2" — это порты Владивосток и Зарубино. Но для этого нужно было построить два моста через реку Амур, которые в настоящее время строятся, но достаточно медленными темпами.

Россия со своей стороны в Китай ведет газовый трубопровод. И проектная мощность этой трубы должна будет составить 55 миллиардов кубов в год.

— Чем тогда в целом выгоден для нас этот проект?

— Для нас он выгоден примерно тем, чем был выгоден проект, допустим, Транссиба для сибирских городов. Это транспортная инфраструктура. Где транспортная инфраструктура, там и развитие экономики. Нет транспортной инфраструктуры, нет дорог, нет электроэнергии, значит, и экономики нет.

— Как вы оцениваете геополитическое значение форума?

— Китай пытается усилить свои позиции на мировом пространстве, потому что на сегодняшний день преобладает, в основном, Америка. Форум показывает, что у Китая есть своя инициатива, которая затрагивает все страны мира, — "сообщество единой судьбы", которое позволяет улучшить экономическую ситуацию в других странах, участвующих в этой инициативе.

Тем более, что деньги на развитие проектов выделяются по двум линиям. С одной стороны, от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, с другой — от Фонда Шелкового пути. У Азиатского банка инфраструктурных инвестиций капитализация — 100 миллиардов долларов, у Фонда шелкового пути — 40 миллиардов долларов.

Порядок такой. Сторона приносит в банк свой проект под развитие инфраструктуры, и затем выделяются кредиты на реализацию этого проекта. Сейчас такие проекты реализуются в странах Юго-Восточной Азии, Центральной Азии. Казахстан, например, получил под строительство железных и автомобильных дорог 28 миллиардов долларов. Лаос получил один миллиард долларов на строительство железной дороги от границы с Китаем до города Вьентьяна, столицы Лаоса, и т. д.

У России на сегодняшний день нет проекта. У Казахстана есть, у Белоруссии есть проект "Великий камень", а у нас нет.

Читайте также:

Вступит ли Россия в китайский лагерь "стран единой судьбы"

Визит в Москву подготовил Эстонию к форуму в Китае