За экологией погнаться - экономику потерять?

Врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер сообщил, что считает необходимым вынос некоторых промышленных предприятий Челябинска за черту города. Если Госдума примет закон о квотировании выбросов предприятий, в Челябинской области к 2024 году произойдет их снижение на 20 процентов.

Может ли такой подход стать нормой для других регионов?На вопрос "Правды.Ру" ответил член общественных палат РФ и Челябинской области, руководитель движения "Время Че", эколог Феликс Панов:

— Прежде всего, во главу угла — к сожалению или к счастью — ставится экономика. Если экономически более выгодно какому-то предприятию находиться в центре города либо в его окрестностях, то оно там будет находиться. К сожалению, для жителей, но в то же время это налоговые отчисления, как в региональный, так и в федеральный, и в городской бюджеты.

В Екатеринбурге, например, многие промышленные предприятия были вынесены за черту города. Однако экономическая эффективность этих предприятий была очень низкой. Соответственно, аренда и даже раздача в аренду площади этих помещений сулила более выгодный экономический расклад.

В Челябинске действительно очень серьезное наследие, представленное крупными промышленными предприятиями, которые появились еще в советское время. После войны многие заводы были эвакуированы из европейской части России в Челябинск. Весь город выстраивался вокруг предприятий и со временем разрастался. Получилось так, что в Челябинске высока нагрузка от промышленных предприятий на качество воздуха и на водные ресурсы, например, на реку Миасс.

Если это будет экономически более выгодно, то перспектива, конечно, есть. Кроме того, не только крупными промышленными предприятиями живет крупный муниципалитет, крупный город-миллионник. Это огромный вклад в качество воздуха малых и средних предприятий. А где-то качество воздуха определяется огромным количеством автомобилей.

В Москве, по данным Роспотребнадзора, до 90 процентов — это автомобильный транспорт. Не только личный автомобильный транспорт, но и общественный. Поэтому постоянно говорят о переводе на наилучшие доступные технологии, на эффективный общественный транспорт, на электричество, на газомоторное топливо.

Если экономически выгоднее выносить предприятия — рано или поздно это свершится. Если экономика говорит о том, что промпредприятие обновляет свои технологии, модернизируя свои основные производственные фонды в балансе с экологией, выигрывает, то, соответственно, промышленное предприятие должно работать.

Но это не отменяет того факта, что оно должно модернизироваться, должно обновляться и должно соответствовать строгим экологическим нормам. Тем более что сейчас есть закон, который президент Владимир Владимирович Путин призывал правительство внести в Государственную Думу.

Кстати, это было одним из итогов форума "Чистая страна", который проходил у нас в Челябинске. Речь шла о том, чтобы внести в Государственную Думу и скорее применять на практике этот закон о сводных расчетах, который высчитывает не только промпредприятие, но и качество застройки и градостроительство, малые и средние предприятия, автомобильный транспорт. У нас есть примеры в Петербурге и Казани, где закон о сводных расчетах уже заработал. Всегда это баланс интересов: жесткое исполнение действующего экологического законодательства и тех новаций, которыми руководствуется министерство природных ресурсов с нашей стороны.

Читайте также:

Цивилизация по-рыбински: как заботой об экологии можно убить один бизнес и всех горожан

Неужели России дороже Ганг, чем Байкал?

Чего хотят москвичи, которых никто не слышит