Крымский мост и другие федеральные проекты, положительные изменения во всем стали для крымчан показателем того, что Россия выполняет свои обязательства. Возвращение в Россию очень хорошо повлияло на жизнь всех крымчан, вырос уровень доходов, улучшилось медицинское обслуживание и все качество жизни. А главное — крымчане получили мир и защищенность.
Но проблемы все-таки остаются и возникают. Об этом и многом другом "Правде.Ру" рассказал крымский политолог Владимир Джаралла.
Читайте начало интервью:
Крымчане: "Наша власть обросла жирком"
Крым: в России можно жить, при Украине пришлось бы умирать
— Вы упомянули Крымский мост, "Тавриду", аэропорт, другие крупные проекты и преобразования, сказали, что намного улучшилось здравоохранение и выросли уровень и качество жизни, но проблемы все-таки остаются. Какие это проблемы? И что-то стало хуже, чем было при Украине, или такого вообще нет?
— На самом деле, мы сейчас испытываем те же самые проблемы и трудности, что и другие регионы России. Мы полностью интегрировались в Российскую Федерацию, поэтому теперь наши проблемы — точно такие же, как и у всех в стране. Первая и важнейшая из них — после повышения доходов до среднероссийского уровня теперь началось снижение доходов населения.
По сравнению с Украиной доходы, конечно же, значительно выросли, но по сравнению с другими российскими регионами, а самое главное — по сравнению с ростом уровня цен и тех тарифов, которые мы оплачиваем, они весьма-весьма недостаточны. Поэтому разница между тем, что нам необходимо оплачивать, и тем, что мы получаем, — это, конечно, ключевая проблема, это сейчас волнует всех.
В связи с этим всплывает другая уже общеэкономическая проблема. Крым — регион со слабым производством. Для того, чтобы претендовать на рост доходов и уровня жизни, необходимо, чтобы регион не сидел на дотациях, а активно развивался, стал экономически развитым и успешным. И в Крыму есть для этого все условия и основания.
Но, к сожалению, местные власти пока не уделяют этому достаточного внимания, из-за чего и возникают все эти и другие проблемы, которые всем хорошо известны. Конечно, они есть практически по всей России. Поэтому без грамотной политики центра их не решить.
Речь идет о том, что постоянно продолжается рост тарифов и цен. В Крыму они и так очень высокие. Раньше это списывали на то, что к нам тяжело все доставлять, поэтому все товары и услуги дороги. Сейчас же с открытием моста теоретически такое возражение должно быть убрано. Цены и тарифы должны снизиться.
Но этого не произошло, потому что на самом деле цены определяются главным образом вовсе не транспортными расходами, хотя и ими тоже. Но в первую очередь они определяются финансовой политикой и общим экономическим уровнем. А в связи с этим и из-за того, что Крым в основном лишь потребляет, но мало производит, это, конечно же, очень серьезно бьет по доходам населения.
Далее, история, которая недавно стала известна на широком уровне — рост ЖКХ-тарифов и оплата за энергоносители. Выясняется, собственно, то, что и было хорошо известно. В свое время я принимал участие в работе по формированию тарифов на сферу ЖКХ, поэтому давно пришел к выводу, что на самом деле когда нам говорят, что мы недоплачиваем, это неправда.
Мы выплачиваем все. Часто даже существенно переплачиваем. И вот совсем недавно никто иной, как глава Федеральной монопольной службы, подтвердил это и сказал, что население оплачивает ЖКХ в стопроцентном масштабе, а часто и переплачивает. И на самом деле постоянный рост тарифов — это просто источник получения дополнительного дохода с граждан.
И вот это вызывает у простых людей всеобщее раздражение. То есть, как видите, перед нами те же самые проблемы, что и перед другими регионами России, перед всеми обычными гражданами. Но с одной важной поправкой: слабая развитость промышленности и в целом экономики в Крыму.
— А на туризме вы как-то можете выехать? Все же это ваш конек. Есть какие-то подвижки в развитии туризма? Проблем, конечно, в этом тоже было немало. Например, в курортных городах Крыма было очень грязно. Это, естественно, многих отпугивало. И в целом инфраструктура была неразвита. Сейчас что-то изменилось?
— К сожалению, общая картина примерно схожая с прежними временами. Туризм является сферой либо частного дела, когда люди предоставляют жилье, а развлечения — это уже забота самого туриста. Либо нужно большое количество пансионатов, которые поддерживаются через покупку крупными компаниями льготных путевок и тем самым загружаются.
У нас, к сожалению, сервис остается во многом ненавязчивым, как в советские времена. И инфраструктура в основном еще с того же времени. А грязь — это, пожалуй, один из самых болезненных моментов. Дело в том, что в Крыму все зависит исключительно от деятельности людей, то есть от поставок воды до посадок зеленых насаждений и, уж тем более, уборки мусора. Сам он, естественно, не исчезает. А это требует очень высокого уровня подготовки самих властей, выделения средств и выбора компаний, контроля за этой деятельностью, учета, сколько тратится на уборку, на поддержание сетей в нормальном состоянии. К сожалению, здесь скрывается большая проблема.
Представители местных властей рассматривают свою власть просто как источник решения своих личных вопросов. В частности, выделение участков на Южном берегу неоднократно вызывало внимание правоохранителей и соответствующую реакцию населения. Конечно же, такое положение необходимо менять коренным образом. Иначе все эти и другие проблемы не решаются или решаются половинчато и поэтому потом возвращаются снова.
Надо донести до властей понимание, что подобное положение нестерпимо, это должно быть изменено решительно и бесповоротно. Вот это то, что сейчас как раз волнует многих общественных деятелей и всех простых людей Крыма.
Источник фото: youtube.com/kerchnettv
Читайте продолжение интервью:
Крым: явные успехи и обидные провалы России
Смотрите видео интервью полностью: Пять лет Крыма в России: почему жизнь не очень?