Почему Украина выталкивает инвесторов

Киевский суд наложил арест на акции "дочек" Сбербанка, "ВТБ" и "Проминвестбанка", работающих на Украине. Этот вердикт стал следствием решения Гаагского суда по иску, предъявленному 18 украинскими фирмами и одним физическим лицом.

Все они требуют компенсировать активы, которых они лишились в Крыму после 2014 года. Некоторые эксперты полагают, что киевский суд вынес своё решение не по правовым основаниям, а исключительно по указанию "сверху".

Как единодушно признают все украинские эксперты, Россия, несмотря на навешивание на нее ярлыков "агрессор" и "оккупант", по-прежнему остается самым крупным инвестором украинской экономики.

"Эти инвестиции скорее вынужденные, — объясняет член совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько. — Российские банки вынуждены докапитализировать своих украинских "дочек". Ибо продать их по приемлемым ценам нынче не представляется возможным, так как киевская власть разными способами старается наши банки (украинские филиалы) продать за копейки, а ещё лучше просто подарить. Но вопрос, насколько этично иметь сейчас эти "дочки" российских банков, остаётся без ответа, — ведь, кроме всего, они кредитуют и украинскую армию.

В то же время граждане Незалежной, наслушавшиеся пропаганды и политиков-националистов, отказываются погашать свои кредиты в этих банках. А радикалы на отделениях этих банков регулярно тренируются показывать свой "патриотизм" при полном бездействии полиции", — констатирует эксперт.

В Кремле резко отреагировали на данное решение. "Россия никак не была представлена и не направляла своего представителя на этот суд, поэтому мы не считаем себя стороной в данном случае", — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Кроме судебного преследования, российские банки подвергаются и прямому нападению со стороны радикалов.

Неоднократно происходили погромы офисов, а отделение филиала ПАО "Сбербанк"(Украина) на киевской улице Владимировской даже замуровали.

Причём сотрудники ведомства Авакова обычно во время таких акций являются исключительно зрителями. Единственный случай, когда полиция всё же вмешалась, произошёл в ноябре 2016 года.

В ознаменование годовщины начала майданных протестов группа "активистов" решила "взять" офис "Украинского выбора". Однако нападавшие, видимо, были приезжими, ибо не смогли найти нужный им вход и разгромили соседний салон красоты, а также решили попутно "подзаработать", выворотив банкомат "Сбербанка Украина". За этой "работой" их и застал прибывший отряд спецназа.

Погромщики сразу разбежались. Этот факт доказывает, что если бы полицейские выполняли свои обязанности, препятствуя противоправным действиям, у радикалов не возникло бы желания "пошалить".

Что показательно, никак на такие нападения не реагировал и сам "Сбербанк Украина", а вот лидеру "Украинского выбора" (и с недавнего времени — члену партии "За жизнь") Виктору Медведчуку удалось призвать нападавших к ответу.

Когда национальная полиция и СБУ не отреагировали на нападение должным образом, он подал в суд на бездействие правоохранителей и выиграл. И в декабре 2016 года Шевченковский райсуд Киева обязал СБУ начать досудебное расследование, квалифицировав нападение как террористический акт.

Таким образом, Медведчук показал, как правовыми методами бороться с погромщиками. И этот метод будет весьма эффективным, когда у бандитов уедет "крыша" (которую им предоставляет "партия войны" — "Народный фронт" с его министром внутренних дел Арсеном Аваковым; депутаты "Радикальной партии" Олега Ляшко и другие).

И в то же время весьма странно выглядит позиция по этому поводу председателя правления Сбербанка Германа Грефа, который, несмотря на весь этот негатив, не хочет закрывать свои отделения в Украине, при этом отказываясь работать в Крыму.

В свою очередь, юрист-международник, почетный адвокат России Валерий Ванин заметил, что суд обосновал свои действия Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений — в данном случае суда в Гааге. По его словам, апеллировать российским компаниям необходимо именно в этой инстанции.

При этом Валерий Ванин обратил внимание на интересный нюанс. "Гаагский арбитраж вынес свой вердикт на основании соглашения между РФ и Украиной о взаимной защите инвестиций. Но ведь Крым на момент осуществления этих инвестиций не был под российской юрисдикцией. И прежде, чем подавать эти иски, необходимо было признать Крым российским. Чего истцы делать, конечно, не будут", — подчеркнул эксперт.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко уверен, что арест акций этих банков — это акция Игоря Коломойского: так он хочет защитить свой бизнес от Порошенко.

"Таким образом, он сделал "царский подарок" президенту, после чего может его шантажировать, чтобы он не трогал его бизнес, находящийся в залоге у "Приватбанка".

Но олигарх может одновременно вести переговоры с Кремлем о том, чтобы не "кошмарить" российские банки в Украине.

Не могу сказать, чего тут больше — политики или денег. Даже если вдруг Украина конфискует эти "дочки", то этих средств точно не хватит для того, чтобы компенсировать долг в три миллиарда долларов.

Банк — это не фабрика, в нем есть и кредиторы, платящие банку, и клиенты, которым банк должен выдать депозиты. И в итоге, "приватизировав" российские "дочки", Украина окажется исключительно в убытке, без какой-либо прибыли", — комментирует экономист.

"В сегодняшней Украине правосудие как таковое отсутствует, и поэтому киевский суд может принимать любые решения. Уже никого не удивляет, что убийцы становятся героями, а людей, исполняющих свой долг в рамках закона, называются преступниками", — отмечает экономист Александр Дудчак.

"Апелляционный суд Киева, действуя в русле сегодняшней антироссийской политики Запада, арестовал акции украинских "Проминвестбанка", "Сбербанка Украина" и "ВТБ" по иску ряда предприятий, принадлежащих олигарху Коломойскому.

Смешались в одну кучу Гаага, Крым, Россия и неугомонный комбинатор Коломойский. У меня возник логичный вопрос к российскому бизнесу: неужели эти иски явились для них неожиданностью? Неужели это не предусмотрели и ничего не предприняли заранее? Или руководство российских банков так уверено в силе своих юристов?", — удивляется эксперт.

Источник фото: AP

Читайте также:

Почему Украина не сберегла "Сбербанк"

Разбирайтесь сами: Сбербанк плюнул и ушел из Украины