Отток капиталов из России достигнет в этом году 41 миллиарда долларов. В рублях эта сумма составит 2,8 триллиона, что почти в два раза больше, чем годовой дефицит ПФР, очищенный от бюджетных выплат. Казалось бы, проблема дефицита ПФР решена. Почему же правительство не предпринимает меры по предотвращению бегства капиталов из России?
Минэкономразвития России пересмотрело прогноз курса рубля к доллару США на период до конца 2018 года и первое полугодие 2019 года в сторону ослабления. Одновременно был повышен прогноз по оттоку капитала (сальдо финансового счета) на текущий год до 41 миллиарда долларов с 18 миллиардов.
Отток капитала — это перевод денежных средств из одной юрисдикции в другую. Они идут на погашение кредитов, инвестиции, ссуды, уплату дивидендов по ценным бумагам зарубежным инвесторам, а также на покупку иностранных активов. Если, например, российская компания зарегистрирована за рубежом (а у нас практически весь частный крупный бизнес — в офшорах), то любая ее инвестиция или кредит тоже будет считаться оттоком капитала.
Центральный банк (ЦБ) РФ, пользуясь новым бюджетным правилом, на нефтяные деньги активно покупает иностранные активы и этим увеличивает государственные золотовалютные резервы. И, наконец, в последнее время из России бегут все зарубежные инвестиции, боясь экстерриториальных санкций США.
По сообщению ЦБ России, основным источником вывоза капитала в этом году стали "операции банковского сектора по сокращению внешних обязательств". То есть это оплата государственных и корпоративных долгов.
Чтобы отток сокращался, необходим экономический рост и льготы бизнесу. Однако у правительства нет разумных планов на этот счет, оно предпочитает перераспределять имеющиеся ресурсы, чтобы перезапустить экономику. Причем начинает с залезания в карман физических лиц.
Почему бы не принять меры по ограничению оттока капиталов, чтобы, например, профинансировать пенсионную реформу? 41 миллиард долларов — это 2,8 триллиона рублей, а годовой дефицит ПФР — 3,3 триллиона рублей. Причем из этих денег собственный дефицит ПФР всего 1,5 триллиона, остальное — это выплаты на материнский капитал и другие льготы, которые перечисляются из бюджета, а не формируются из взносов в ПФР.
Заметим, что активную политику сдерживания оттока капиталов проводит Китай, а именно — ограничивает корпоративные сделки по слиянию и поглощению на внешних рынках (то есть ограничивает переход в иную юрисдикцию), а также ужесточает контроль за частными переводами средств физлиц для покупки недвижимости за рубежом. Регуляторы изучают банковские кредиты, используемые для финансирования таких покупок.
Они также рассматривают зарубежные покупки некоторых фирм и просят их избавиться от некоторых активов. По данным Dealogic, в первом полугодии 2017 года этого года объем зарубежных сделок по слиянию и поглощению сократился на 43 процента до 74 миллиардов долларов, а прямые иностранные инвестиции Китая в недвижимость упали на 82 процента.
"Правда.Ру" попросила российских экспертов прокомментировать возможность ограничения оттока капиталов из России в целях перенаправления их на внутренние нужды, в частности на пенсионную реформу.
По мнению президента Фонда экономических исследований, публициста Михаила Хазина, "правительство и ЦБ действуют по договоренности с МВФ и совершенно не собираются прекращать отток капитала, а, наоборот, стимулируют его". "Если уменьшить отток капитала, это увеличит количество денег во внутриэкономическом обороте России. Чем больше денег, тем больше налогоплательщиков, тем больше заработная плата, тем больше денег поступает в Пенсионный фонд (ПФР). Это не значит, что выводимые капиталы непосредственно будут выплачены через него, но их использование в России увеличивает экономическую конъюнктуру, которая обеспечивает масштабы поступлений в ПФР", — сказал Михаил Хазин "Правде.Ру".
Со своей стороны, руководитель направления "Финансы и экономика" в Институте современного развития, экономист, политолог Никита Масленников отметил для "Правды.Ру", что в России отток капитала, в основном, складывается из двух показателей — это погашение объема корпоративных внешних долгов (20 миллиардов долларов) и затраты компаний и государства на закупку зарубежных активов за валюту от профицитной торговли, в том числе нефтью. "Поэтому я не вижу никаких оснований для паники и, уж тем более, такого рода политических выводов, что российский капитал побежал", — сказал политолог в интервью "Правде.Ру".
"На самом деле, "серое", полукриминальное бегство — это не более двух миллиардов, и у нас начинают ловить этих самых разных мошенников. Увеличение пенсионного возраста — это одна из мер помощи экономике, этих мер должно быть десятки, разного рода, потому что только благодаря пенсионной реформе мы не вытащим экономику из болота. Начали с нее — начали. Это уже вопросы не ко мне", — сделал вывод Никита Масленников для "Правды.Ру".
По словам директора аналитического департамента компании "Альпари", кандидата экономических наук Александра Разуваева, в России за счет дорогой нефти в бюджет поступит намного больше денег, чем было запланировано. "Если курс рубля к доллару будет 67-68, а нефть 72 доллара за баррель до конца года, то в бюджет поступит дополнительно более чем 2,5 триллиона рублей. Эти государственные деньги можно было бы пустить, например, на разовую выплату пенсионерам — это будет по 50 тысяч рублей на нос. А частные деньги мы можем задержать только административными мерами, но вряд ли власти на это пойдут и вряд ли это нужно", — сказал "Правде.Ру" Александр Разуваев.
А вот директор по исследованиям Фонда социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов считает, что отток капитала и финансирование ПФР — "это разные вещи". Дополнительные поступления в ПФР, по его словам, обеспечивают увеличение зарплат, создание дополнительных рабочих мест, борьбу с нелегальной занятостью, в том числе самозанятостью.
Но эксперт "Правды.Ру" полагает, что власти занимаются проблемой оттока капитала. Он напомнил, что Госдума продлила амнистию капиталов для их возвращения из офшорной зоны, приняла закон о специальных внутренних офшорах, куда могут перерегистрироваться юридических лица, оказавшиеся под западными санкциями. Обсуждается с крупным бизнесом вопрос, как бы он мог использовать свою конъюнктурную сверхприбыль (из-за изменения валютных курсов, роста мировых цен на продукцию) на расширение своих инвестиций внутри России.
"Готовится законопроект о защите таких капитальных вложений. Это повлечет в перспективе экономический рост за счет развития инфраструктуры и объемов промышленного выпуска продукции внутри страны", — сказал Александр Пожалов для "Правды.Ру".
Таким образом, все эксперты высказывают здравую мысль о том, что надо заниматься развитием экономики, созданием рабочих мест, повышением зарплат. А не начинать реформу с повышения пенсионного возраста. Само по себе это не обеспечивает экономический прорыв, а только озлобляет население.
Что касается "бегства" капиталов, то это сегодня, в основном, отдача долгов и пополнение государственной и корпоративной кубышки. Приобретение же недвижимости и другие инвестиции на Западе сейчас сильно затруднены в связи с экстерриториальными санкциями США как для государства, так и для частников. Тем не менее этот сегмент оттока капиталов существует и с ним по примеру Китая никто не работает. А вот его бы в экономику и вложить.
Читайте по теме:
Пенсионная реформа: государства нет — есть Путин?