Кто играет на трубе: ЕС скорее замерзнет, чем уступит России?

Фото:Fotodom.ru/REX

"Не было бы счастья, да несчастье помогло" — это очень подходит к истории про российский газ и Европу, которая давно от него зависит, но продолжает говорить о диверсификации поставок и препятствует строительству газопроводов в обход Украины. И вот внезапно на газовом терминале Gas Connect Austria ломается крышка фильтра-сепаратора, отскакивает в сторону и высекает искру. Взрыв, который прогремел вслед за этим, стоил жизни одному сотруднику станции, а Европе — ощущения безопасности.

Газовый хаб в Баумгартене ежегодно пропускает более 40 млрд кубов российского голубого топлива. Это треть всего объема поставок из РФ в Европу и 10% европейского спроса. После взрыва несколько стран, включая Италию, вообще перестали получать российский газ. Телекомпания Euronews вышла с репортажем под говорящим заголовком: "Взрыв в Австрии: газа на всех не хватит". Но выйдет ли из этого что-то дельное?

Уязвимость одной трубы

Когда Италия официально объявила чрезвычайное положение, подсчитав, что запасов газа ей хватит всего на две недели, европейские СМИ не вспомнили о том, как давно и упорно Россия настаивает на строительстве альтернативных "ниток". Но теперь-то стало ясно, что Европе так же, как и России, невыгодно зависеть от одной-единственной украинской трубы. Если бы был построен "Южный поток", проблема перераспределения газа в любой аварийной ситуации решится достаточно быстро.

Но при этом все равно делается упор на развитие сети поставок СПГ — и совсем нет критики поведения Брюсселя, который препятствует строительству альтернативных украинской трубе газопроводов из России.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий откровенно сказал про "Северный поток-2": "Этот проект может быть смертельным для Украины, нашего непосредственного соседа".

МВФ уже потребовал от Киева повысить цены на газ для внутренних потребителей в соответствии со стоимостью импорта: представители фонда надеются, что полученная прибыль позволит стране модернизировать изношенный транзитный газопровод. Но пока ему нет альтернативы, украинским властям не с руки тратиться: действительно, зачем, если можно всех шантажировать?

Поляки предлагают решить проблему строительством трубы "Север — Юг" от СПГ-терминала в Свиноуйсьце (Польша) до хорватского острова Крк. 

Однако денег на этот проект нет ни у Евросоюза, ни у Польши. Италия со своей стороны оценивает заместительную роль газопровода TAP — так называемого "Южного коридора" от азербайджанских месторождений Каспийского моря.

По выводам Sole24ore, 10-20 млрд "кубов"кубических метров в год — это всего лишь примерно четверть от того, что поступает по линии из Баумгартена, и не спасет Италию от дефицита природного газа.

Таким образом за Италию и Хорватию никто проблему газоснабжения решать не будет. Потому что немцы, как и поляки, хотят "сидеть на трубе" "Северного потока-2" и командовать ценообразованием. Стоило ли в таком случае итальянцам солидаризироваться с блокировкой "Южного потока", строительство которого финансировал "Газпром"?

Россия воспульзуется конфликтом интересов

России в этом конфликте интересов будет важно добиться большей лояльности ЕС по отношению к альтернативным газопроводам в Европу. Это даст возможность свести к нулю зависимость от украинской трубы. Напомним, что такая задача поставлена "Газпромом" к осуществлению в начале 2019 года.

"Это (авария) подвинет европейцев на быстрейшее решение вопросов диверсификации поставок газа по системе трубопроводов "Турецкий поток-2" и "Северный поток-2", — сказал "Правде.Ру" Валерий Бессель, профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. — Газотранспортная система Украины, безусловно, устаревает, и в отсутствие возможности вести диалог с Киевом мы пытаемся этот коридор обойти. И Европа сейчас будет в этом тоже заинтересована", — заметил эксперт. Не по политическим причинам, а по экономическим, считает Валерий Бессель.

Российский газ — это дешевый газ. Без него европейские товары просто будут неконкурентоспособны.

"Есть пути доставки катарского, иранского газа. Но Иран под санкциями, а Катар должен свою трубу кидать по территории Сирии, что сейчас абсолютно невозможно в силу понятных и объективных причин. Что касается американского сжиженного газа, то даже если случится чудо и Америка сможет заменить своим СПГ 180 млрд кубов поставляемого нами газа, то ей надо построить как минимум сто газовозов. Их строит только Samsung в Южной Корее. Мало того что инвестиций потребуется в районе 600-800 млрд долларов, но и по времени это лет 30 как минимум", — резюмировал Бессель.

"Газпром" между тем запланировал побить собственный рекорд по поставкам газа в Европу (в 2016 году было почти 180 млрд кубометров, по итогам нынешнего года ожидается около 188 млрд кубометров). Параллельно российский газовый концерн строит завод по производству СПГ в Сербии в сотрудничестве с местной компанией Gas-Res.

Белград уже заявил, что таким образом обеспечит собственную энергетическую безопасность. И, кстати, подзаработает: условия контракта позволяют сербам экспортировать произведенное на совместном предприятии топливо. Например, торговать с тем же Евросоюзом, который до такой степени боится российских проектов, что вынужденно "подсел" на украинскую трубу.

Как раз сегодня, 19 декабря, в Москве находится сербская делегация во главе с президентом страны Александром Вучичем, который приехал обсуждать двустороннее сотрудничество со своим российским коллегой Владимиром Путиным и не скрывает, что одной из важнейших для Сербии тем является взаимодействие по поставкам газа.