Проверка кредитом: что будет с регионами-"двоечниками"

Минфин может запретить каждому пятому региону России кредитоваться в банках и планирует хотя бы частично ограничить и выдачу субъектам льготных бюджетных займов. Мониторинг ведомства выявил 26% субъектов РФ высокой долговой устойчивостью, 41% "середняков" и 22% с большими долговыми проблемами.

С 1 января 2018 года регионы хотят разделить на три группы: высокой, средней и низкой долговой устойчивости. Там, где власти будут вести неосмысленную бюджетную политику, коммерческие кредиты могут запретить вообще.

Как регионам выжить в новых условиях, "Правде.Ру" объяснил председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин:

— Эти мрачные прогнозы имеют под собой основания только в том случае, если денежные власти отдельных регионов будут вести неразумную и неосмысленную бюджетную политику с точки зрения сбалансированности региональных бюджетов. Почему я так утверждаю? Потому что президент Путин на выездном президиуме Госсовета в Ульяновске сформулировал, на мой взгляд, очень хороший набор инструментов, которые позволяют реструктурировать долги для всех регионов минимум на семь лет.

Президент предложил хороший стимул для органов власти субъектов РФ. Если вы выходите начиная со следующего года на устойчивый рост собственных доходов больше 3,5% (больше инфляции), тогда вам дается возможность реструктурировать долги уже на 12 лет. Другими словами, вы не будете платить в полном объеме по обязательствам перед бюджетом, и тогда уже с банками будет проще выстраивать отношения.

Ожидается, что платить будут только 5% на следующий год. Это даст на 2018-2019 годы снижение обременения по обслуживанию долга в объеме 425 млрд рублей. Это главная идея, которая содержится в инициативе Путина. Она снимает обременение.

Я, честно говоря, тоже был в состоянии тревоги, потому что в предыдущей трехлетке правительство пошло навстречу нашему предложению и выделило триллион рублей бюджетных кредитов. Конечно, это остановило рост государственного долга субъектов Федерации, он остановился на 2,5 трлн и начал снижаться. Сейчас он составляет 2,2 трлн рублей. И с мерами радикального характера, которые сформулировал президент, я думаю, этот тренд снижения будет зафиксирован. Это первое.

Второе: очень важно, что Путин предложил наиболее закредитованным регионам до конца текущего года выдать дополнительно 53 млрд рублей. То есть 19 наиболее закредитованных регионов получат 53 млрд рублей. Это уже зафиксировано в законе о бюджете.

Я уже не говорю о том, что еще 20 млрд будут получены теми 40 регионами, которые продемонстрируют успехи в социально-экономическом развитии.

Кстати, на следующий год будут увеличены дотации на компенсацию расходов по полученной заработной плате. Будет выделено 100,4 млрд рублей. Это тоже мера, которую надо учитывать, и не уверен, что эксперты учитывали.

19 регионам выделено 53 млрд рублей бюджетного кредита, на который будет распространяться правило: если ты демонстрируешь рост, тебе не надо полностью на следующий год кредит возвращать, а только проценты.

И надо еще иметь в виду, что со следующего года начинает работать очень важный инструмент — это модельный бюджет. Это практическое продолжение начатой правительством работы.

Два года назад мы убедили правительство сделать инвентаризацию бюджетных расходов в регионах. Это сделали вместе с органами государственной власти, комиссия с этой задачей справилась.

Что такое модельный бюджет? Это средние расходы регионов по стандартному набору собственных полномочий. Есть богатые регионы, которые на реализацию своих собственных полномочий расходуют средств в 2-3 раза больше, чем стандартный набор. А некоторые регионы не дотягивают даже до этих расчетных минимальных стандартов.

Поэтому 49 млрд рублей, то есть, почти половина от общего объема дотаций, будет выделено на 23 региона, у которых прогнозированное наибольшее отставание практических расходов от модельных. То есть, 23 региона, в которые попадают 19 наиболее закредитованных, не в состоянии выполнить даже минимальные расчетные показатели по полномочиям. Им дадут деньги для того, чтобы они подтянулись до расчетного показателя модельного бюджета.

И этот комплекс мер, о котором я рассказал, позволяет войти в следующий год уже с набором инструментов, позволяющим мгновенно реагировать в том случае, если регион все равно не справляется.

И самый последний инструмент. Если, предположим, власть в каком-то отдельно взятом регионе оказалась недееспособной, и не хочет применять названные инструменты, тогда в регионе вводится внешнее финансовое управление с помощью казначейских инструментов.