Сегодня в мире известны 1254 криптовалюты. Около 300 из них широко распространены в Европе, торгуются на различных электронных биржах.
Из всех виртуальных средств платежа именно биткоин показывает наиболее устойчивые темпы роста и разветвленную биржевую и дилерскую сеть, включающую 6397 торговых площадок, где его принимают в качестве платежного средства. В мире действуют 163 биржы, торгующие биткоинами и другими криптовалютами, в том числе, например, крупная китайская OKEx, где недавно произошла кража 600 биткоинов.
Эта условная денежная единица существует всего восемь лет, но именно благодаря ей и ее "меньшим братьям" — таким, как, например, этерум или альткоин, совокупный оборот криптовалют достиг уровня в 200 млрд долларов в год.
Статус биткоина и других интернет-дериватов на территории России пока юридически не определен. Если верить главе Центробанка Набиуллиной, то тот же биткоин не является законным и разрешенным средством платежа. Между тем, несколько месяцев назад президент России дал поручение вывести криптовалюты "из тени", приняв по ним соответствующий нормативный акт. Законопроект уже подготовлен Минфином России и внесен на рассмотрение думских комитетов. Утверждение Федерального закона может состояться в текущую сессию Госдумы, то есть до Нового года.
Между тем, люди, купившие условную валюту в 2014 году за 100 долларов, уже через год получили 100% прибыли, так как курс подрос до 200 долларов. Согласно агентству Bloomberg, на начало ноября 2017 года, курс вообще составил запредельные 7 882 доллара. При этом в начале текущего года биткоин котировался на уровне 1000 $. Правда, достигнув максимума, курс упал до отметки 5 605 (-28,89%) в связи с массовым переводом криптовалюты в реальные денежные средства при помощи соответствующих банковских транзакций. Для этого используется механизм Bitcoin Cash.
Как бы то ни было, необходимо отметить следующее: сама по себе криптовалюта хоть и используется в качестве платежного инструмента, товаром в понятии современной экономики не является. Не является она и полноценным денежным знаком. Для того, чтобы быть одновременно товаром и осуществлять механизм меновой торговли, криптовалюта должна, подобно золоту, серебру, платине, алмазам и прочим, иметь собственную стоимость. То есть, обладать себестоимостью, соответствующей затратам на окончательное производство, и, прежде всего, быть материальным предметом торга. Ни одному из этих условий ни одна из криптовалют не соответствует. Речь идет об условных, договорных денежных знаках, не существующих нигде, кроме виртуального мира.
Не является криптовалюта и полноценной валютой, так как за ней не стоит Центробанк страны-эмиттера. Если бумага, на которой напечатан тот же доллар, стоит несколько центов, то важно не это, а то, что Федеральный Резерв США принимает доллар за платежное средство и гарантирует его платежеспособность всей мощью экономики США. Криптовалюта — не национальная (как доллар) или наднациональная (как евро) валюта. Это договорной инструмент, принятый среди потребителей, сколь ни была бы широка их группа, договорившихся считать криптовалюту финансовым инструментом.
Можно заключить, что криптовалюты — это никак не деньги, а разновидность виртуальных финансовых дериватов, которые нигде и никогда не возникают материально, но при помощи которых современная анонимная финансовая система легко управляет миром.
Известный французский экономист Шарль Санна настаивает на том, что тот же биткоин — это грандиозный финансовый пузырь, который может спровоцировать ничуть не меньший кризис, чем дело Энрона или ипотечный кризис в США. Для существования криптовалют, считает французский эксперт, необходимо постоянное расширение числа пользователей, заряжающих реальные деньги в игру.
Получается, что ближе всего биткоин находится к "ценным бумагам" Мавроди или Властилины, обокравших миллионы российских граждан. Все остальные рассуждения о будущем таких денежных единиц — не более чем красивая мишура.