Измирская международная ярмарка, которая в конце прошлой недели начала свою работу в Турции, является крупнейшей и старейшей выставкой страны. В текущем году она стала особенно знаковым событием в истории российско-турецких отношений: впервые Россия участвовала в Измирской ярмарке в качестве страны-партнера. О том, что подразумевает этот статус, и о перспективах экономических связей двух стран рассказал заместитель руководителя Межпарламентской группы дружбы Россия — Турция Дмитрий Савельев.
— Как вы оцениваете участие России на ярмарке в Измире в этом году?
— Для турок ярмарка в Измире — событие особое, ведь она была основана в 1927 году по указу Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя и первого президента Турецкой Республики. От своей начальной цели — расширения товарообмена между областями внутри страны — ярмарка быстро выросла до мероприятия международного масштаба, размеры которого потрясают: в своих павильонах Измирская ярмарка собирает около полутора миллионов посетителей, в ней участвует более тысячи компаний из 60 стран мира. Хочу отметить, что российская экспозиция стала крупнейшей, причем там были представлены как отдельные компании, так и целые регионы России. По самым приблизительным подсчетам, за время выставки наши бизнесмены провели около сотни встреч с турецкими партнёрами и обсудили контракты на 350 миллионов долларов.
— Свидетельствует ли статус страны-партнера, в котором Россия приняла участие в 86-й измирской ярмарке, о том, что российско-турецкие отношения в торгово-экономической сфере перешли на новый этап?
— Не только в торгово-экономической. Как подчеркнул в своем выступлении на ярмарке министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, этот факт стал показателем уровня отношений между нашими странами в целом, ведь решение о статусе страны-партнера было принято в высоких политических сферах — в ходе сочинских переговоров президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Кроме того, главной темой Измирской ярмарки в текущем году стали инновации и энергетика, а Россия по праву является одним из мировых лидеров в этих отраслях и гордится своими высокими технологиями, аналогов которым порой нет в мире. Несмотря на то, что Турция собственными запасами нефти и газа не располагает, в мировой энергетике эта страна стала крупным игроком, а Россия является важнейшим энергетическим партнером Турции: полным ходом идет строительство первой турецкой АЭС "Аккую" в городе Мерсин, поставки газа в Турцию за восемь месяцев 2017 года "Газпром" увеличил на 22,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по дну Чёрного моря проложено уже более 50 километров газопровода "Турецкий поток", который выйдет на берег в турецком Кыйыкее раньше планового срока. Именно поэтому нашу делегацию на ярмарке возглавил глава Минэнерго РФ Александр Новак, который по совместительству является и сопредседателем российско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Всё это — отчетливые векторы в отношениях между нашими странами.
— В каком состоянии находится сейчас экономическое партнерство между Россией и Турцией?
— Министр науки, промышленности и технологий Турции Фарук Озлю в своем выступлении на Измирской ярмарке привел такие цифры: до политического кризиса торговый оборот между нашими странами доходил до 30 миллиардов долларов, в настоящее время он составляет 17 миллиардов и быстро стремится к докризисным показателям. В перспективе стоит цель — достичь уровня в 100 миллиардов долларов, и эта цифра взята не наугад: деловые круги России и Турции активно завязывали отношения в последние десятилетия, а множество бизнесменов с обеих сторон демонстрируют огромный интерес к взаимному сотрудничеству. Турки охотно покупают у нас не только нефтепродукты и природный газ, но также пшеницу, алюминий, уголь, металлопрокат, железную руду и концентраты из нее. В свою очередь, с турецкой стороны в Россию идут машины и оборудование, обувные и текстильные изделия, химическая продукция и продовольственные товары. Серьезный потенциал представляют совместные инвестиционные проекты в создании современных агрохолдингов, в нефтехимической отрасли и в сфере высоких технологий. Сегодня взаимные инвестиции наших стран в экономику друг друга составляют около 10 миллиардов долларов с каждой стороны.
— Можете ли вы привести наиболее показательные примеры российских и турецких инвестиций?
— Конечно. ОАО "Лукойл" приобрело в Турции крупного оператора сети АЗС Akpet, занимающей 5% розничного рынка нефтепродуктов, Сбербанк России купил за 3,5 миллиарда долларов турецкий "Денизбанк", компания "Интер РАО ЕЭС" через свое дочернее предприятие в Турции осуществляет импорт электроэнергии из Грузии и России, а "Группа ГАЗ" на собственном сборочном производстве в провинции Сакария выпускает автомобили специального назначения на базе моделей "ГАЗель NEXT" и "ГАЗон NEXT". В свою очередь, турецкий бизнес проявляет внимание к инвестированию в особые экономические зоны, а также к развитию сотрудничества с субъектами Центрального и Южного федеральных округов. В Новороссийске с участием турецкого капитала действует обувная фабрика "Брис-Босфор", 40% капитала СП "Рокланд", которое работает в подмосковном Серпухове, принадлежит турецкой компании "Аймасан", а предприятия корпорации "Глория-Джинс", продукция которой на слуху у всех россиян, выпускают одежду из джинсовых тканей турецких производителей.
— Развивается ли российско-турецкое сотрудничество на межрегиональном уровне?
— Очень интересные экспозиции на Измирской международной ярмарке представили предприятия Ставропольского края, а также корпорация развития Дагестана со своей инвестиционной площадкой под строительство санаторно-курортного комплекса "Золотые пески" на берегу Каспия. Во Владимирской области действуют 32 компании, учредителями которых являются партнеры из Турции. Эти предприятия выпускают электрооборудование, холодильники, стиральные машины, стеклотару и мебель. Но лидером в сотрудничестве с Турцией является Татарстан, президент которого присутствовал на ярмарке в Измире: турецкие компании инвестировали в республику два миллиарда долларов, десять турецких заводов работают на территории Татарстана в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, деревообработка, машиностроение, энергетика и строительство. Так, например, в ОЭЗ "Алабуга" размещены производства в сфере автокомпонентов и химической промышленности. Между КамАЗом и турецкой компанией Tirsan Kardan только что подписан протокол о намерениях создать совместное предприятие "Тирсан-Кама" по производству в Татарстане карданных валов. Тенденция налицо: турецкий бизнес всё активнее выходит на региональные рынки России.
— Насколько справедливы опасения в том, что очередное политическое похолодание в межгосударственных отношениях, как это было недавно, может свести на нет усилия деловых кругов по укреплению связей в экономической сфере?
— Все страны сталкиваются с кризисами и конфликтами. Это геополитическая данность. Точно так же многовековые отношения России и Турции переживали разные времена, но наши державы всегда проявляли политическую волю для преодоления любых трудностей. Поскольку мы являемся соседями, Россия и Турция всей логикой исторического развития настроены на стратегическое партнерство. В политическом плане Турция занимает конструктивную позицию в вопросах сирийского урегулировании и отрицательно относится к западной практике антироссийских санкций. Российско-турецкий союз гарантирует стабильность в Закавказье и обеспечивает безопасность Крыма, а тюркские народы Кавказа, плодотворно развивающие отношения с Россией, культурно и исторически тяготеют к Турции. Примером может служить Азербайджан, равно поддерживающий партнёрские связи с обеими странами. Я бы так резюмировал всё сказанное мной: пока за последние десятилетия Соединенные Штаты теряли всех своих союзников на Ближнем Востоке, Россия создавала прочные региональные союзы, связывая их экономическими интересами — ко взаимной выгоде.