Высокий спрос на российский газ в Турции, Германии и Австрии обеспечил экспортные рекорды "Газпрома" в втором квартале 2017 года. Об этом говорится в отчете компании по РСБУ. За первые шесть месяцев текущего года этими тремя странами из России было импортировано на 21% газа больше. Увеличив импорт из РФ на 77,73% до 3,75 млрд куб. м., Австрия стала лидером по спросу на газ в Западной Европе. Ведущие позиции по темпам роста спроса на газ в Центральной и Восточной Европе заняли Румыния и страны Прибалтики. Также сообщается, что "Газпром" в июле увеличил экспорт в дальнее зарубежье на 15% до 15,1 млрд куб. м. и продолжает наращивать поставки в августе.
По словам экспертов, цена на российский газ в данный момент настолько низкая, что уже этот фактор может толкать спрос вверх. "В преддверии будущей конкуренции с СПГ на рынке Европы "Газпром" ведет очень гибкую ценовую политику. Экспорт компании растет в большей степени благодаря коротким контрактам и продажам на спотовом рынке", — отмечает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. И добавляет, что "в таких условиях покупать газ у "Газпрома" готовы даже в Прибалтике".
Страшен ли "Газпрому" американский сжиженный природный газ, "Правда.Ру" спросила у президента Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля.
— Обычно летом и осенью закупки газа падают. Потребители выжидают, рассчитывая, что цена голубого топлива снизится к концу года. Сейчас спрос на российские энергоносители в Европе вырос летом. С чем это связано?
— Что касается Турции, то они всегда ставку делали именно на российский газ. Учитывая, что эта страна достаточно активно развивает свою экономику, потребность в газе у нее растет. Поэтому неслучайно появилась идея и "Турецкого потока" взамен "Южного". Что касается Западной Европы, я думаю, это связано в основном с тем, чтобы заполнить газовые хранилища.
Дело в том, что прошедшая зима показала огромную потребность в газе, и впервые в истории наша система "Северный поток" работала с большей нагрузкой, чем ее проектная мощность. Хотя у них есть "Третий энергопакет", в соответствии с которым мы не можем использовать отводящие от "Норд стрима" газопроводы "Опал", "Дэл" не более, чем на 50%. Однако в этом случае они использовали не на 50%, а даже больше. Поэтому, конечно, жизнь вносит поправки: когда холодает, газа требуется гораздо больше. Прошедшая зима показала, что Россия очень надежный партнер. Конечно, надо опираться на тех, кто в любую сложную минуту готов подставить плечо, а не сделать подножку. Еще немаловажный аргумент заключается в том, что наш российский газ в Европе всегда будет дешевле, чем СПГ, который привозят американцы. Поэтому это тоже, безусловно, повлияло на увеличение экспорта российского газа.
— Если говорить о газопроводе "Опал", то "Газпром" получил доступ к 50% пропускных способностей трубопровода. Как это повлияет на перспективы транзита газа в Европу через Украину?
— Естественно, повлияет. Потому что пока мы не построили "Северный поток", то весь транзит шел через Украину: это больше 120 миллиардов кубов. Еще часть шла через Польшу, да и сейчас идет. При строительстве второй нитки "Северного потока" наша зависимость от украинского транзита будет существенно снижаться. Но полностью мы все же пока не уйдем от необходимости транзитной прокачки по этому направлению. Потому что это ближе для той же Болгарии и Венгрии. Хотя можем значительно сократить, оставив 5-10 миллиардов в год. Когда построим "Турецкий поток", тогда мы можем ставить вопрос о прекращении транзита российского газа через Украину. К тому же, у нас в 2019 году заканчивается договор с Украиной о транзите. Поэтому все зависит от того, как они себя поведут. Если они будут выпендриваться как сейчас, предъявлять претензии, в суды обращаться, то можно вообще закончить с ними взаимоотношения — так в цивилизованном обществе себя вести нельзя.
— Будет ли сжиженный газ из Америки, которым на словах так легко было заменить российские трубопроводные поставки, конкурентен в Западной и Восточной Европе?
— Этот газ никогда не будет дешевле нашего. Но американцы на каком-то этапе скажут: "Давайте, мы будет датировать и продавать вам по низкой цене". Но кто возьмет на себя транспортные расходы? Ведь для того, чтобы привезти этот газ из США, надо затратить немалые средства. Может, проще его вообще из Катара привезти — он-то ближе. Я уже много раз говорил: никогда американский сжиженный газ не будет дешевле нашего трубопроводного газа, который сегодня есть в Европе. Сегодня спрос велик потому, что идет большая закачка в подземные хранилища. Надо их заполнить, чтобы в случае суровой зимы его можно было бы опять брать оттуда. Ведь в этом году был и газопровод загружен полностью, и очень большой объем газа европейцы взяли из подземок. Поэтому я считаю, что европейцы, один раз наступив на грабли, связанные с проблемами недопоставки газа, сейчас совершенно правомерно, правильно и умно работают отношении того, что хотят иметь хороший запас газа.