На прошлой неделе у компании "Газпромнефть-аэро — Шереметьево" возникли перебои с транспортировкой авиакеросина трубопроводом "Транснефти", из-за чего перевозчик был вынужден задействовать резервную схему обеспечения. Как выяснилось, перебои начались еще две недели из-за поставок некондиционного топлива, требующего прохождения дополнительной системы фильтрации.
Эксперты считают, что причины здесь кроются в отмене два года назад обязательной сертификации топливозаправочных компаний и лабораторий горюче-смазочных материалов. Так ли это, "Правда.Ру" спросила у ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова.
— Компания "Газпромнефть-аэро — Шереметьево" на прошлой неделе оповестила авиакомпании о перебоях с транспортировкой авиакеросина трубопроводом "Транснефти", в результате чего "Аэрофлоту" пришлось задействовать резервную схему обеспечения. Источник в отрасли пояснил, что перебои могут быть связаны "с некондиционным топливом, которое требует прохождения дополнительной системы тщательной фильтрации". Эксперты видят причину в отмене в 2015 году обязательной сертификации топливозаправочных компаний и лабораторий горюче-смазочных материалов. Вы согласны? Как такое возможно в стране, которая является естественным нефтяным и газовым монополистом?
— Проблема в наследстве, которое нам досталось. В Москве присутствует один нефтеперерабатывающий завод, который принадлежит "Газпромнефти". Система снабжения топливом привязана к этому заводу; она выглядит как своего рода кольцо вокруг Москвы. Еще в советское время было решено, что все наши аэропорты снабжаются в основном по этим нефтепроводам, авиационный керосин именно так поставляется.
Если возникает проблема у московского НПЗ, то возникает дефицит топлива и во всей Москве. Конечно, в столицу приходит топливо и из других регионов, но аэропорты снабжаются, как правило, с нашего НПЗ. Поэтому если возникли сложности с переработкой, какие-то сбои или качество топлива, которым заправляют самолеты, не соответствует нормам, и его нельзя заливать в баки самолетов, то все закономерно.
Возможно, что поставщик решил передать иностранным компаниям топливо лучшего качества, и "Аэрофлоту" топлива просто не хватило. Проблема в том, что источников авиакеросина для аэропортов довольно мало. Здесь соперничество идет только между "Роснефтью" и "Газпромнефтью". Это неразвитость конкуренции на рынке. Представлено два крупных игрока, а остальные все вытеснены и не участвуют в этом бизнесе.
— А почему сертификацию отменили в 2015-м? С чем это было связано?
— Я думаю, что крупные компании могли пролоббировать для ускорения работы, чтобы было меньше проволочек. Если сразу отправить поставщику, то будет быстрее. А по стандартной схеме сначала надо проверить топливо, доказать его качество и только после этого отдавать. Сертификация — это некий промежуточный элемент, она нужна для проверки работы. Естественно, что производителю это не нужно, ему выгоднее сократить время доставки топлива. Поэтому здесь можно увидеть результат лоббизма крупных игроков — "Газпромнефти" и "Роснефти". С одной стороны, меньше контроля — это хорошо, потому что можно избежать различных коррупционных составляющих. Но обратная сторона медали в случае уменьшения контроля — это падение качества. Упадет качество — покупатель откажется от топлива, возникнет дефицит хорошего продукта. Вот мы и пожинаем плоды такой ситуации.
— А относительно бензина, снова подорожавшего, что можете сказать? Из-за чего опять подскочили цены? Скачок оправдан? В среднем за август цена в Москве составляет 38 рублей за литр. А осенью прогнозируют дальнейшее удорожание. По последним опросам, более 38% населения готовы будут отказаться от личного автотранспорта при цене на бензин от 40 до 50 рублей за литр. Похоже, что им недолго осталось?
— В ценах на бензин ничего удивительного. Во-первых, цена нефти больше полугода стоит на уровне 50 долларов — то выше, то ниже. Средняя цена, по официальным данным, равняется где-то 49 долларам за баррель в первом полугодии 2017 года. Также у нас продолжается налоговый маневр. НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) становится больше, а значит, на скважине у нефтяников забирают больше денег. Соответственно, нефтяники стоимость всех своих убытков включают в конечную стоимость товара, то есть бензина. Плюс идет инфляция, она никуда не делась. Нефтяники, чтобы сохранить, по сути, одну и ту же прибыль для себя, поднимают цены на бензин.
— Даже на Донбассе цены на бензин существенно ниже, а мы обижаем население России, особенно ее центральных регионов…
— Сравнивать Москву с Донбассом не приходится, так как там уровень жизни совсем другой и платежеспособного спроса меньше. Там особая ситуация: идет централизованное снабжение Донбасса энергоресурсами, о рыночной зоне нельзя говорить. Я бы сказал, что в отношении ЛДНР ведется, скорее, нечто похожее на плановую экономику.
А в Москве представлены все крупные российские нефтегазовые компании. Здесь мы видим, что есть платежеспособный спрос, поэтому нефтяники не стесняются и инфляцию туда закладывать, и выросшие налоги. Нет ничего удивительного в том, что цена будет расти еще больше.
Вся нагрузка, которую с нефтяников государство забирает, перекладывается на скважину. Раньше как было: часть берут, когда только добыли со скважины, а часть — если вы вывозите. Кроме того, когда велась переработка внутри страны и продажа совершалась на внутреннем рынке, то часть денег государству не платили. Исключалась экспортная пошлина, если шли внутренние продажи. А сейчас экспортную пошлину хотят отменить и брать все со скважины. Это ведет к тому, что нефть для нефтеперерабатывающих заводов будет стоить дороже; значит, ее цена вырастет. Фактически, наша нефть будет стоить столько же, сколько и для иностранных государств — минус стоимость доставки. Поэтому весь налоговый маневр, который проводится государством, неизбежно приведет к росту цен на бензин и дизельное топливо.