Минфин и Минэкономразвития подготовили документ, предусматривающий систематизацию и формирование единого перечня неналоговых платежей, утвержденного 28 октября 2016 года. Также в планах правительства разработка законопроекта, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей. По мнению разработчиков, эти нововведения позволят снизить неналоговую нагрузку на бизнес.
В эксклюзивном интервью "Правде.Ру" законопроект разъяснил экономист, руководитель направления "Финансы и экономика" в Институте современного развития Никита Масленников.
— Насколько совершенствование системы неналоговых вычетов позволит снизить нагрузку на бизнес и повлияет на деловую активность?
— Как это повлияет на деловой климат, мы еще увидим. Необходимо внимательно изучить, как этот законопроект будет регулироваться. Но основания для совершенствования этой системы есть, и нешуточные. Таких платежей — и федеральных, и региональных — сегодня больше сотни. И размножаются они довольно стремительно. При этом Минфин заявляет, что законодательно утвержденные официальные налоги расти не будут. Они в последнее время действительно стабильные.
Но неналоговые платежи появляются постоянно. К примеру, система "Платон" — это классический пример неналогового платежа. Между тем последствия для бизнеса при его введении, мягко скажем, далеко не однозначны. До сих пор мы постоянно сталкиваемся с различного рода проблемами: то с зачислением средств, то с недостаточной собираемостью. А представьте себе, что таких "Платонов" больше сотни. Поэтому бизнес всегда ставил вопрос о том, что систему неналоговых платежей необходимо как-то урегулировать. Во-первых, их необходимо свести воедино, в некий кодекс. Во-вторых, надо пересчитать налоговую нагрузку на бизнес по неналоговым платежам и установить их в новом законодательно акте. Упорядочение неналоговых платежей позволяет бизнесу нормально развиваться, принимать решения по инвестициям, нанимать новых рабочих, создавать рабочие места. Сегодня налоговая система регулируется. Есть соответствующие поручения президента, есть соответствующие планы правительства. А вот что делать с неналоговыми вычетами — пока неизвестно.
— То есть можно надеяться, что принятие закона позволит забыть о бесконечных неналоговых поборах?
— Да, конечно. Тем более что планируется выводить российскую экономику на ускоренные темпы роста. А каким образом мы это будем делать, если сегодня не понимаем, сколько мы должны платить налогов государству? Поэтому Минфин внял требованиям предпринимателей разобраться с этим вопросом. Будем надеяться, что этот проект сыграет положительную роль в развитии бизнеса. Я осторожен в оценках; подождем, посмотрим и поучаствуем в этой дискуссии по поводу максимальной прозрачности фискальной деятельности государства.
— Насколько существенны неналоговые вычеты из общей прибыли предприятия. Действительно ли они так сильно давили на бизнес?
— Если говорить об общей нагрузке, то оценки разные. Есть данные о том, что платежи с бизнеса составляют около триллиона рублей в год, есть оценки, что они составляют в пять раз больше. Поэтому работа над этим законопроектом, кроме прочего, даст толчок к тому, чтобы точно подсчитать, что это за налоговое бремя. То, что у бизнес-сообщества оно вызывает раздражение, это понятно. А сколько на самом деле неналоговых вычетов платят предприниматели в казну — точно неизвестно. К слову, Минфин занимается сейчас также инвентаризацией налоговых льгот на предмет того, сколько теряет бюджет от неэффективных налоговых льгот, которые очень часто не применяются. Как раз поэтому правительственные финансисты и пытаются компенсировать эти самые льготы развитием разного рода неналоговых платежей.
— Какие налоговые льготы вы бы назвали наименее эффективными?
— Если говорить о неэффективных налоговых льготах, то я не понимаю, что такое льготы для резидентов территорий с опережающим развитием. С ними нужно разбираться. Есть еще различного рода вычеты по страховым сборам, НДС. Не урегулирован вопрос по налоговым преференциям инвесторам высокотехнологичных компаний. Это все требует тщательного анализа. Конечно, наше налоговое законодательство с точки зрения применения норм стимулирования бизнеса одно из передовых в мире. Примерно 80% различного рода инструментов развития бизнеса прописаны в российском Налоговом кодексе, но они носят "спящий" характер. Вопросы, конечно решаются. Налоговая инспекция, конечно, может назначить независимую экспертизу, но она будет длиться шесть и более месяцев. Надо заставить эти льготы работать по уму. А когда они будут работать, тогда станет понятно, что какие из неналоговых платежей лишние.