Экономисты обратили внимание на изменение в политике ЦБ: Россия начала усиленно скупать золото. Только за июль было куплено 9,1 тонны драгоценного металла. По словам замминистра иностранных дел Сергея Рябкова, из-за новых санкций США Россия вынуждена приступить к разработке системы, в рамках которой доллар будет отменен. Об этом "Правда.Ру" побеседовала с Алексеем Вязовским, аналитиком, вице-президентом Золотого монетного дома.
— Сегодня было заявление замглавы МИД РФ Сергея Рябкова о том, что Москва в ответ на новые санкции США активизирует работу по сокращению зависимости от доллара. Есть мнение, что уже через 5-7 лет Россия, Китай и Индия полностью откажутся в международных расчетах от доллара и евро. Также отказаться от долларов, покупая золото и лиры, уже призвал президент Турции. Аналитики Forbes пишут, что "если это случится, то Бреттон-вудская система финансов, сделавшая доллар крупнейшей мировой валютой с 1944 года, рухнет". Есть основания у таких опасений? В сети пишут о скупке золота как о грандиозном плане и геополитической стратегии Кремля. Каково ваше мнение?
— Россия скупает золото на основании двух факторов. Первый: наш ЦБ страхуется от возможного ареста золотовалютных резервов за рубежом. Санкции ужесточаются, и все может пойти по примеру Ирана, у которого были арестованы резервы, вложенные в казначейские облигации. А когда вы покупаете золото, вы его спокойно храните на улице Неглинной — и голова у вас не болит, это понятно. Второй момент: мы покупаем, потому что это мера поддержки золотодобывающей отрасли. Она у нас на подъеме сейчас, но две трети добываемого золота закупается государством. Так что наши золотодобывающие компании находятся в идеальном состоянии, у них есть гарантированный покупатель.
Что касается вашего вопроса по поводу того, можно ли отказаться от расчетов в долларах, заменив их золотом. Увы, нет. Я не разделяю эту точку зрения. Невозможно перемещать слитки или золотые монеты в зависимости от колебаний внешнеторговых балансов наших партнеров. Возврат золотого стандарта невозможен в силу того, что объемы мировой торговли громадны, и какая-то резервная валюта все равно нужна. Пусть это будет не доллар, но что-то еще появиться должно обязательно. Ничто не вечно под луной, и империи имеют свойство разрушаться; так, самой распространенной валютой в мире была когда-то валюта Римской империи.
— Значит, относительно того, что скоро удастся вернуться к золотому паритету и что доллару придет конец — это миф?
— Конечно, миф. Причем миф от людей, которые плохо разбираются в экономике. От золотого стандарта отказались не просто так. Золотой стандарт был невыгоден мировым элитам, которыми, кстати, являются и Китай с Индией. В этом случае ваши богатства ограничены физическим наличием металла. Его количество не может увеличиться больше, чем на 2% добываемого золота в год. А долларов можно напечатать сколько угодно.
А плюс к этому есть еще проблема так называемого бумажного золота. "Бумажное золото" — это фьючерсы, опционы и другие деривативы (инструменты в виртуальной форме), которые вроде бы должны быть обеспечены поставкой золота. Но обычно обеспечения нет, только около 2-3% всех сделок на Лондонской бирже или на Чикагской бирже заканчиваются физическими поставками металла. Из-за этого спекулянты — мировые хедж-фонды, банки, которые хотят манипулировать ценами на золото, — имеют такую возможность. Они могут наращивать свои позиции длинным и коротким инструментарием вне зависимости от реальной тенденции на рынке физического металла. Это действительно приводит к тому, что цены на золото могут резко падать. Примеры таких манипуляций мы встречали много раз, суды были, преступные действия таких финансовых жонглеров вычисляли, их сажали в тюрьму.
Недавно в Америке рано утром, когда уже шли электронные торги, а биржи были закрыты, один крупный покупатель продавал огромный объем фьючерсов на золото, и это привело к достаточно сильному падению. Таких реальных примеров использования подобных мошеннических схем масса.
— А в России сейчас есть установка обогнать Китай по количеству золота в резервах?
— У нас есть установка диверсифицировать наши резервы. Мы ни с кем не соревнуемся — ни с Китаем, ни с Индией. Есть норма, которая устанавливалась для мировых центральных банков, сколько у кого должно быть золота. Например, у той же Германии — три тысячи тонн золота. Мы с нашим запасом в тысячу шестьсот тонн на этом фоне смотримся бледно. Даже если бы не было истории с санкциями со стороны Запада, золотой запас все равно надо было бы наращивать в силу того, что это просто необходимость и соответствие международным нормам.