Представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации Анастасия Федорова рассказала, как связаны строительство газопровода "Северный поток-2" и транзит газа через территорию Украины. В российском внешнеполитическом ведомстве отмечают, что реализация проекта газопровода "Северный поток-2" не преследует цель прекращения поставок российского газа через украинскую газотранспортную систему. Федорова заявляет, что такой вариант возможен, если в Киеве предоставят конкурентоспособные условия и тарифы по транзиту российского газа. В МИДе обращают внимание на то, что Украина должна будет обеспечить максимальный уровень надежности доставки российского газа, если действительно рассчитывает на получение контрактов в будущем.
На фоне недавних сообщений о том, что часть российского газа, ранее транспортировавшегося через ГТС Украины, передана на мощности трубопровода OPAL, 40% которых не так давно были высвобождены и выставлены на торги, можно предположить, что Украина оказывается под очередным ударом. Почему Россия все равно готова пойти навстречу Украине? Какие тарифы будут для РФ приемлемыми? Что могут предложить сами украинцы? Об этом "Правда.Ру" в эксклюзивном интервью побеседовала гендиректором ЗАО «ИнфоТЭК-терминал», ведущим экспертом Союза нефтегазопромышленников России Рустамом Танкаевым.
— Сотрудник министерства иностранных дел России Анастасия Федорова заявила, что Россия готова будет продолжить транзит газа через Украину, если, во-первых, будут предоставлены конкурентоспособные условия и тарифы, а во-вторых, будет обеспечена надежность транспортировки российского газа. Каковы для нас приемлемые условия и тарифы, при которых мы готовы будем сотрудничать? Они продемонстрировали свою крайнюю ненадежность, зачем нам продолжать на них полагаться? Украли у России газ, а потом, чтобы не отдавать долг, вспомнили Бандеру и ударились в русофобию…
— Цифры называть на данный момент, мне кажется, совершенно бессмысленно, потому что курсы валют, в которых это все измеряется, скачут как блохи. Я думаю, что имеет смысл говорить о принципиальных вещах. И самое главное здесь то, что если Украина хочет сохранить транзит, то им необходимо немедленно начать финансирование регламентных работ и ремонт газопроводов. Они находятся в ужасающем техническом состоянии.
Несколько комиссий из разных газовых компаний Европы, подчеркиваю, не России, инспектировали газотранспортную систему Украины и дали самые печальные заключения. Последние бумаги, которые я видел, — это заключение инспекционной группы немецкой компании Wintershall. Там критические показатели.
Дело в том, что в год надо потратить примерно 200 миллионов долларов на то, чтобы поддерживать ГТС. А украинцы тратят 20 миллионов. За 10% от общего количества необходимых денег невозможно это поддерживать. Система попросту разрушается. Я уже не говорю о том, что на данный момент очень многие элементы требуют просто замены: они настолько старые, что сейчас годятся только в музей материальной культуры. Все это безобразие работает пока исключительно благодаря героизму газовиков Украины. Героизм очень хорош в бою, но очень плох для бизнеса. Это разные вещи, разные жизненные сферы.
По расчетам западных экспертов, газотранспортные системы Украины выйдут из строя через два года. Поэтому наше главное требование сейчас — это надежность. Если дальше продолжать взаимодействие, нам надо добиться, чтобы они начали ремонтировать то, что у них есть. Но на Украине очень плохо с финансовой дисциплиной, страна находится в состоянии дефолта. Привлечь какие бы то ни было кредиты под это дело уже нельзя, им давали деньги, которые были истрачены неизвестно на что. Больше средств им никто не даст. Поэтому гарантий того, что Россия будет поставлять газ через ГТС Украины, тоже больше нет.
Россия больше не будет рисковать поставками для того, чтобы в результате оказаться крайней при невыполнении договора. Поэтому сейчас сняли ограничения с газопровода "Опал". Помните, как всю прошлую зиму европейцы тряслись, опасаясь несанкционированного отбора газа и прекращения транзита? Украина удержалась каким-то образом, зима прошла нормально. Но эта крайне нестабильная ситуация, и такие риски совершенно никому не нужны. Поэтому Германия как заинтересованное лицо первой начала строительство "Северного потока-2", тех объектов инфраструктуры, которые находятся на их территории, на суше. Они в этом плане даже опередили Россию. Я так понимаю, что европейцам придется сейчас коренным образом изменить свое отношение к нашим обходным маршрутам: к "Северному потоку-2" и "Турецкому потоку".
— Америка изо всех сил препятствует выгодному для Европы газовому предложению России. Думаете, они откажутся от этой стратегии, на которую так много усилий уже потрачено?
— Понимаете, возникает ситуация уже совершенно некрасивая со стороны США. Они принимают решения о санкциях, в том числе против "Северного потока-2". Казалось бы, имеют право, бизнес есть бизнес, но к чему это может привести? Газотранспортная система Украины развалится однозначно. Европа будет вынуждена покупать газ из других источников, потому что российский газ поставлять будет просто неоткуда. За газ европейцы будут вынуждены платить в два раза дороже. Это повысит себестоимость всей европейской продукции и автоматически снизит ее конкурентоспособность. Главными конкурентами Европы являются США. То есть получается, что введя эти санкции, которые подписал Трамп, США нечестным путем пытаются победить в конкурентной борьбе с европейскими компаниями. Об этом совершенно открыто говорят сейчас уже и члены правительства Германии. Это всем очевидно и перестало быть тайной. А как выходить из этого нелепого и некрасивого положения — я не знаю, я не политик. Я могу это зафиксировать как инженер, как специалист, но думаю, от своей стратегии США не откажутся.
— Вероятно, кроме обеспечения надежности и ремонта газового оборудования еще надо России добиваться от украинских чиновников отмены всех претензий и абсурдных исков в отношении "Газпрома"? Пойдут они на это?
— Добиваться, конечно, надо. Но это вопрос не для инженера. Думаю тут уместнее будет спросить об их поведении и реакциях психиатра, даже не юриста.