Девица должна трудиться: как решить проблему занятости молодых — Михаил ТАРАСЕНКО

Фото: REX

Каждый пятый безработный в России находится в возрасте от 18 до 25 лет, это 8% населения страны. Сотни тысяч молодых специалистов ежегодно выпускаются из высших учебных заведений, но не могут найти работу. Одна из причин кроется в том, что работодатели желают принимать на службу уже опытных работников. Если же опыта нет, то потенциальному специалисту предлагают совсем скромную зарплату.

По мнению ряда экспертов, и без того нерадостную ситуацию может усугубить повышение пенсионного возраста. В этом случае молодые и неопытные выпускники вузов будут котироваться на рынке труда еще ниже. Депутаты Госдумы регулярно вносят и рассматривают законопроекты, призванные решить проблему, но не все инициативы доходят до президента. Так, в июле депутаты отклонили предложение о дополнительных мерах, стимулирующих трудоустройство граждан до 25 лет: предлагалось оказывать помощь в трудоустройстве выпускников вузов на государственные или частные предприятия, а также выдавать работодателям сертификаты на 225 тысяч рублей за каждого принятого на работу молодого специалиста в возрасте до 25 лет.

Каковы реальные перспективы решения проблемы трудоустройства молодежи, "Правда.Ру" спросила у первого заместителя председателя комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаила Тарасенко.

— Как помочь молодым специалистам закрепиться на рынке труда? Что для этого делает государство?

— На сегодняшний день делается очень и очень мало. Надо сказать, что в значительной степени сейчас защищены лишь те молодые люди, которые идут учиться по направлению от каких-то предприятий. Количество рабочих мест, которые создаются в результате выпуска специалистов, не соответствует сегодняшним потребностям рынка. Да, многое меняется по сравнению с предыдущими годами, когда, например, штамповали совершенно немыслимое количество юристов. Но сказать, что нынешнее положение вещей соответствует запросам рынка, нельзя.

Я, например, считаю очень большой ошибкой идею увеличения пенсионного возраста. Это только еще больше усложнит положение на рынке начинающих трудовую деятельность молодых специалистов. Это очень серьезная проблема, и легкого решения у нее нет.

— Тем не менее парламентарии работают над этой проблемой, но оптимальных решений найти им так и не удается. Недавно Госдума отклонила законопроект о дополнительных мерах, стимулирующих трудоустройство граждан до 25 лет. В чем причина? Почему этот документ не прошел?

— Потому что он был популистский. Ни одно положение не могло быть реализовано без ущерба для других категорий населения, даже молодых. Там речь шла о защите тех специалистов, которые закончили вузы, обучаясь на бюджетных местах. А как быть с теми, кто учился в институтах, оплачивая образование из собственного кармана? Это был популистский закон, и поэтому Госдума не сочла возможным его поддерживать.

— Какие шаги сейчас могут предложить законодатели в этом направлении?

— К сожалению, в законодательном портфеле чего-то реального на сегодняшний день нет, но это не значит, что нет такой проблемы. Я думаю, что на осенней сессии Государственная дума, и в частности комитеты по образованию и экономической политике, будет вынуждена к этим вопросам вернуться. Потому что ситуация становится достаточно напряженной.

Возможно, нам придется вернуться к идее распределения, когда по окончании института люди — по крайней мере те, кто учился на бюджетных местах, — должны будут ехать по направлению туда, куда им скажут. Такая практика была — и, на мой взгляд, она не противоречит принципам рынка. Человек учился за счет государства, теперь пусть поработает на благо страны не в Москве и Московской области, а там, где это нужно государству: врачом в больнице, учителем в школе, инженером на заводе... Надо законодательно защищать молодежь.

— Ваши коллеги из Совета Федерации предлагают создать при вузах центры практики. В них студенты могли бы получать информацию о своих трудовых правах и другие полезные знания о поведении на рынке труда. Как вы оцениваете эту идею?

— Идея правильная, но давайте, во-первых, делать вывод о том, что люди, заканчивающие институт, уже не дети. И я не думаю, что незнание их прав, а именно возможностей рынка, является проблемой. Но такое предложение, конечно, полезно, так как оно будет помогать не очень активным молодым выпускникам. Но сказать, что это панацея, я не могу.