Россия должна доминировать на китайском газовом рынке — Рустам ТАНКАЕВ

Перевозчики из КНР планируют импортировать сжиженный природный газ (СПГ) из России на грузовом автотранспорте. В качестве основного маршрута перевозок планируется использовать сетm автомобильных дорог на территории Китая и России. Об этом пишут "Известия" со ссылкой на Росавтотранс. Каковы перспективы этой идеи, если она на самом деле будет реализована на практике? Действительно ли проблема обеспечения потребностей китайских потребителей в газе стоит настолько остро, что Пекин готов пойти на использование такого, казалось бы, экономически необоснованного способа транспортировки как перевозка СПГ на автотранспорте? Эксклюзивное интервью по этому поводу для "Правда.Ру" дал член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК торгово-промышленной палаты России, гендиректор "Инфотэк-терминала" и ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

— Как вы оцениваете перспективы продажи сжиженного природного газа в Китай? Для каких целей будет использоваться это топливо?

— Это пропан-бутановая смесь — ее очень активно экспортируют. По всей России очень много таких автозаправок. Вообще система таких автозаправок в мире широко распространена. Если метановые заправки являются экзотикой, причем не самой выгодной, то заправка сжиженной пропан-бутановой смесью — общераспространенная вещь. Такой газ также используют при газификации дачных домов и отдельно стоящих кварталов жилых домов. Это очень распространенная вещь. Если говорить о Китае, то такой газ всегда возили, возят и будут возить. Самый минимальный объем, который перевозится, — это газовые зажигалки. Самый максимальный объем такого газа обычно перевозится в специализированных железнодорожных цистернах. Вот железнодорожными цистернами такой газ возят уже много лет. В том числе и в Китай.

Если говорить об автомобильном транспорте, то у нас развозят этот газ по России, а также на сравнительно небольшие расстояния. Но при качественном изготовлении цистерн и при соблюдении ряда технологических ограничений такие перевозки могут быть очень эффективными, и они вполне могут конкурировать с железнодорожными перевозками. На самом деле этот бизнес очень широко развит в мире и чрезвычайно востребован в таких ситуациях, когда не хватает обычного топлива. В первую очередь — в горячих точках повсеместно применяется такой вид поставок, как и в регионах, где не хватает энергоносителей. Если говорить о Китае, то потребность в СПГ здесь обусловлена тем, что в Поднебесной преобладает угольная энергетика, которая не устраивает никого.

В Китае значительные мощности угольной энергетики должны были быть заменены на газовую. В настоящий момент заменили всего 5%. В целом китайцы эту долю хотят довести до 60%. С учетом того факта, что трубопроводные поставки газа в Китай еще не начались, такое временное решение вполне оправданно и экономически целесообразно.

— Нужна ли соответствующая инфраструктура для такого рода поставок? Есть ли она?

— Нужны специальным образом оборудованные автозаправочные станции. У нас в Москве таких больше сотни. В Китае тоже они есть наверняка. Скорее всего мы сами построим АЗС в Китае и потом будем эксплуатировать их, а убыль-прибыль делить пополам с китайцами. У нас эта система уже налажена.

— Есть ли планы по строительству заводов по сжижению газа на границах России и Китая?

— Это совершенно разные виды бизнеса: сжижение метана и поставки сжиженного метана в Китай, Японию, Южную Корею и другие страны юго-восточной Азии. Один такой завод у нас уже действует на Сахалине, как мы знаем. Сейчас расширяют его мощность. Планируется строительство еще двух заводов. Но поскольку "Газпром" имеет монополию на поставки этого газа, эти проекты никак не начнут реализовывать, потому что "Газпром" в них не участвует, у него своих денег на все проекты не хватает.

— Способна ли Россия удовлетворить в полном объеме потребности Пекина в природном газе?

— Пока да, но не на перспективу. На перспективу, если они доведут объемы потребления энергии при помощи газа до 60%, а уровень потребления энергии на душу населения выйдет на уровень Южной Кореи, что вполне реально, им в год понадобится два триллиона кубометров газа. В мире сейчас добывается всего 3,5 триллиона. То есть тут никакого газа не хватит. На самом деле китайский рынок газа с этой точки зрения бесконечный и безграничный, и мы здесь можем играть первую скрипку.