Итак, европейские инвесторы дали "зеленый свет" строительству газопровода "Северный поток-2": они вложили более одного миллиарда евро в этот проект, и это означает, что выйти из него практически уже нельзя. Другая обнадеживающая новость: Еврокомиссия получила мандат на ведение переговоров с Россией по данному проекту. Таким образом, несмотря на яростное сопротивление Польши и стран Балтии, большинство стран ЕС во главе с Германией выступает за реализацию проекта.
Будущая магистраль имеет стратегически важное значение: в случае ее ввода в эксплуатацию транзит российского газа в Европу через территорию Украины будет прекращен. Это лишит Киев важного рычага давления на Москву и возможности, грубо говоря, воровать российский газ для своих внутренних нужд.
"Все средства, как и запланировано, пришли на счета Nord Stream 2 AG", — с таким заявлением накануне, 15 июня, на конференции Российского газового общества, посвященной энергодиалогу России и ЕС, выступил зампред "Газпрома" Александр Медведев. По его словам, "этот проект полностью отвечает требованиям европейского законодательства, поскольку реализуется по нормам, которые были выполнены в "Северном потоке-1".
На минувшей неделе заместитель главы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович сообщил, что мандат на ведение переговоров с Москвой по вопросу о строительстве второй ветки газопровода "Северный поток" получен. В апреле 2017 года компания-оператор проекта по расширению газопровода "Северный поток" (Nord Stream 2 AG, базируется в Швейцарии, принадлежит "Газпрому") подписала соглашения с пятью европейскими компаниями Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall. Эти компании обязались инвестировать в данный проект половину его общей стоимости.
Напомним, что магистральный газопровод "Северный поток-2" — это перспективный проект расширения газопровода "Северный поток", проложенного по дну Балтийского моря из России в Германию.
Сторонниками проекта являются страны, которые через свои стратегические энергетические компании либо инвестируют в газопровод, либо обеспечивают его заказами на поставку "голубого топлива". В частности, это — Германия (E.ON, BASF, Wintershall, Uniper), Нидерланды и Великобритания (Shell), Австрия (OMV) и Франция (ENGIE).
Стоимость будущей газовой магистрали составит 9,9 миллиардов евро. Часть этой суммы может получить Швеция, так как именно на ее территории Россия решила разместить часть мощностей по строительству газопровода.