Многострадальная пенсионная система в последние годы служит объектом реформирования №1 для множества чиновников и политиков. Заморозка накопительной части, предложения по повышению пенсионного возраста, постоянно меняющаяся формула начисления — всех новаций, действующих и предлагаемых, не перечислить. Чем чревато подобное творчество в сфере, так или иначе касающейся уровня жизни всех без исключения россиян?
Пакет очередных пенсионных предложений в рамках "Стратегии-2035" подготовил Центр стратегических разработок под руководством бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина.
Как подсчитали в ЦСР, за кризисные 2014-2016 годы средняя российская пенсия в реальном выражении сократилась на 7% и составляет сегодня полтора прожиточного минимума пенсионера и 34% от средней зарплаты. Размер пенсии обеспечивает лишь минимальный стандарт выживания, сетуют в ЦСР. И предлагают оригинальный выход из положения: придать нынешней пенсионной системе устойчивости за счет уменьшения числа пенсионеров.
Нет, конечно, не в буквальном смысле, а исключительно гуманным способом. Во-первых, как и год назад, предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин с шагом по полгода в год начиная с 2019 года.
Во-вторых, ужесточить условия для получения пенсии. Одним из средств ужесточения должно стать повышение необходимого минимального стажа работы. Напомним, что раньше он составлял пять лет; в 2015 году в пенсионное законодательство были приняты поправки, в соответствии с которыми стаж поэтапно увеличивается на один год в течение десяти лет. В нынешнем году эта цифра равна восьми, а к 2025 году она дорастет до пятнадцати. Разработчики ЦСР предлагают продолжить повышать его до 20 лет.
Еще одним инструментом ужесточения, по замыслу ЦСР, может стать увеличение минимального числа пенсионных баллов. Напомним, что с 2015 года формула расчета пенсии содержит новый показатель — индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), представляющий собой сумму баллов, накопленных за все годы трудовой деятельности. Их количество зависит от продолжительности трудового стажа и размеров отчислений в ПФР работодателем. В 2017 году этот показатель составляет 11,4 балла, к 2025 году его планируется повысить до 30. Разработчики же стратегии предлагают новую планку: 52.
Социальную пенсию (сегодня ее размер равен 8742 рублям), которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать по достижении 68 лет. На данный момент — это 65 лет для мужчин и 60 для женщин. Одновременно планируется ужесточать условия для назначения досрочных пенсий: минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей будет повышен до 35 лет.
Как считают в ЦСР, предлагаемые меры позволят повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом до 2,33 к 2035 году, при этом трансферт из бюджета на финансирование пенсий сократится на 2% ВВП, то есть обнулится. Соотношение же средней страховой пенсии со средней зарплатой сохранится на нынешнем уровне (не ниже 34%). Получается, что о повышении размера пенсий речи не идет.
В доказательство необходимости пенсионных реформ их авторы обычно ссылаются на объективный фактор: превышение числа пенсионеров над количеством трудоспособных граждан. Иными словами, население России, как и большинства развитых стран, с каждым годом стареет. И с этим не поспоришь. В пример приводят и опыт Европы, где пенсионный возраст повышен уже давно. О размере европейских зарплат и пенсий при этом не говорится.
Между тем наши соотечественники отнюдь не ленивее европейцев — и, думается, предпочли бы поработать лишние годы, чем жить, или, вернее, выживать на мизерные пенсии. Но где взять столько рабочих мест? Различные социологические опросы неумолимо свидетельствуют о том, что трудоустроиться практически по любой специальности в нашей стране проблематично уже после 40 лет, и с каждым годом эта проблема только заостряется. При нынешней экономической ситуации повысить пенсионный возраст или многократно увеличить минимальный стаж — это обречь несколько десятков миллионов граждан на голодное существование. Напомним, что минимальный размер пособия по безработице составляет сегодня 850 рублей в месяц, а максимальный — 4900 рублей, и для его получения также нужно соответствовать целому ряду условий.
Что касается дальнейшего пресловутого ужесточения условий получения пенсии, то с сюрпризами при ее начислении люди сталкиваются уже сегодня. Как сообщают многочисленные СМИ, в прошлом году региональные отделения Пенсионного фонда отказали в выплате страховых пенсий сотням граждан, достигшим пенсионного возраста, по причинам, которые ЦСР собирается усугубить: недостаток пенсионного стажа или нехватка пресловутых баллов. Формально это был привет или, лучше сказать, пинок из лихих 90-х, когда многие получали зарплату "вчерную". При этом нынешние свежеиспеченные пенсионеры были попросту обмануты: они расписывались в ведомостях и были уверены, что работодатель платит за них страховые взносы. Установить же истину теперь не представляется возможным даже через суд, потому что многие предприятия уже давно прекратили свое существование.
"Сегодня эта проблема приобрела настолько массовый характер, что ПФР, похоже, решил бороться с дефицитом средств, сделав крайними граждан, — предполагает экс-председатель Партии пенсионеров Евгений Артюх. — А ведь контроль за тем, перечисляет ли работодатель взносы в ПФР, — функция не работника, а государства. Именно оно возложило обязанность перечислять налоги и страховые платежи на работодателей, предприятия, назвав их налоговыми агентами, какой спрос может быть с конкретного гражданина, за которого работодатель не перечислял деньги? В данном случае именно государство расписывается в собственной несостоятельности, не сумев обеспечить порядок, который само же и установило".
Эксперты утверждают, что число отказов в страховой пенсии по формальным причинам в ближайшие годы будет только нарастать. Между тем "черная" или "серая" зарплата — это не вина работника, как ему пытаются внушить, а беда. "Получаете зарплату в конверте — пеняйте на себя", — предупреждают авторы пенсионных новаций, прекрасно зная, что у большинства граждан нет выбора. Вернее есть, но совсем другой: или пресловутый конверт, или улица.
Другой упомянутый выше инструмент — пенсионные баллы — тоже таит в себе немалую долю лукавства. "Свои пенсионные права мы копим в деньгах, а теперь их конвертируют в баллы, но при этом ежегодную стоимость балла определяют чиновники в зависимости от конкретной финансовой ситуации. Эта система, по сути, не дает никакой стабильности наличия пенсионных прав", — объясняет Евгений Артюх.
Постоянные "пенсионные" игры лишают людей чувства стабильности, усиливают неуверенность в завтрашнем дне. К тому же не хочется думать, что вместо развития новых отраслей, создания высокотехнологичных рабочих мест, внедрения инноваций вытаскивать экономику из кризиса придется в итоге за счет сокращения прав пенсионеров.