2016 год стал переломным в развитии Иркутской области. Власть больше не ссылается на кризис, она работает: ставит большие задачи, создает новые механизмы, сокращает долги, наращивает инвестиционную активность. О ситуации в регионе, о том, как государство может и должно эффективно управлять экономикой, — в эксклюзивном интервью "Правде.Ру" рассказал губернатор Иркутской области Сергей Левченко.
— Год назад вы в этой студии много говорили про кризис. А сейчас Иркутская область уже интенсивно развивается. В вашем недавнем послании Законодательному собранию кризис даже не упоминается — напротив, речь идет о развитии, позитивной динамике и конструктивной работе. Как удалось настолько кардинально изменить ситуацию, резко перейти от вялотекущего спада к быстрому росту?
— К сожалению, в стране слово "кризис" продолжает звучать. В апреле прошлого года мы как раз начали осуществлять антикризисную программу. Я вступил в должность в конце 2015 года, уже при сформированной повестке года и бюджете. Поэтому средств, к сожалению, очень сильно не хватало на многие социальные сферы и производственную часть.
Поэтому мы просто вынуждены были в начале прошлого года создать антикризисную программу. Задача была стабилизировать обстановку в области и во второй половине года выйти на стабильную работу. Мы с этой задачей справились. И уже в начале июня-месяца уже солидные международные рейтинговые агентства подняли нам уровень с негативного до стабильного.
— То есть вы буквально сразу рванули вперед…
— Да, и я бы даже так сказал, что мы вносим существенный вклад в улучшение общей ситуации России. Мы сделали рывок и вышли на первые места. По прозрачности бюджета, например, Министерство финансов Российской Федерации присвоило нам высшее место. Мы последовательно шли к стабилизации и к тому, чтобы каждый имел возможность видеть, как зарабатываются деньги и куда они тратятся.
В результате по 2016 году мы имеем прирост собственных доходов в 22 процента. Скажем, значимый для нас лесной комплекс дал 62,5 процента роста за год. Такого еще никогда не было. Общий рост экономики, в том числе сельского хозяйства, составил почти шесть процентов. Мы заняли четвертое место в России по снижению административных барьеров для всех видов бизнеса.
Можно долго перечислять, где мы стали первыми в Сибирском округе и вошли в первую десятку по всей Российской Федерации. Это привело к тому, что в 2017 году область перешла уже действительно к следующему этапу развития. У нас из бюджета выделены беспрецедентные суммы на различное строительство, а это основа для инвестиционного развития. Всего — 15,5 миллиарда рублей.
Такого тоже никогда раньше не было, поэтому у нас даже есть серьезное опасение, сможем ли мы уверено эти средства освоить и построить те объекты, которые наметили. Кроме этого, в этом году, имея новые возможности, мы запланировали развитие промышленности при помощи всех тех инструментов, которые были созданы за прошлый год.
Ведь параллельно с тем, что мы выполняли антикризисный план, мы смотрели вперед, мы создавали инструменты развития. Это агентство по привлечению инвестиций. Первыми в Сибирском округе мы создали региональный фонд развития промышленности и уже договорились с Российским фондом, что он будет участвовать в наших проектах в соотношении 30 на 70: 30 процентов финансируем мы, а 70 процентов — Российский фонд.
Многие другие механизмы, которые работают под эгидой корпорации развития Иркутской области, позволяют нам более осознанно планировать не только 2017 год, но уже и 2018-й, и 2019-й, и дальнейшие годы.
— В этом году исполняется 80 лет со дня основания Иркутской области. А в 1947 году прошла знаменитая конференция по развитию производительных сил Иркутской области. Можно ли сравнить программу, которая была намечена в 1947 году, с нынешней? Меры, которые предпринимаются сейчас, — это некое продолжение или что-то принципиально новое?
— Действительно, это была важнейшая для развития конференция, вторая такая в Советском Союзе. Там были обозначены цели на несколько десятилетий вперед, организаторами и соорганизаторами были Академия наук, Госплан и Совет министров. Все последующие годы жители области работали именно для достижения тех целей, которые были определены на конференции 1947 года.
Сегодня мы работаем на базе всего того, что сделано. Мы, кстати, наметили, в те же августовские дни провести подобную конференцию, на которой определим базовые отрасли и обозначим задачи и способы их развития. Важно, не просто оболочку создать, льготы дать и привести бизнес. Власть должна и озадачивать бизнес. Вот тогда любой уровень власти выполняет свою задачу с точки зрения планирования и ответственности.
— В Иркутской области принята стратегия развития. Подобные стратегии принимаются и в других регионах России. Эти стратегии развития могут сложиться в некую общегосударственную систему?
— Ну, конечно, так и происходит. Естественно, каждый регион, каждый губернатор конкурируют с остальными, чтобы привлечь инвесторов и финансовые ресурсы именно в свой регион. Но общее планирование страны должно быть более четким и конкретным. И под эти общегосударственные задачи должны выстраиваться стратегии развития региона, но так, как сейчас и происходит в соответствии с недавно принятым законом. Регионам дан люфт по созданию этих стратегий.
Мы стратегию создали и утвердили в правительстве в числе первых, сейчас заработаем уже над конкретным планом, который бы ее позволил исполнить. База для этого имеется. Последний год позволяет быть уверенными, что при грамотном подходе мы сможем успешно решить все задачи. У нас рост налога на прибыль за прошлый год — 48 процентов!
Беседовал Дмитрий Нерсесов
К публикации подготовил Юрий Кондратьев