Информационные технологии существенно изменили мир сетевого маркетинга. Сегодня уже можно подвести итоги и сделать общую оценку перемен, произошедших в отрасли благодаря широкому применению интернета.
Интернет-технологии принципиально изменили ключевые процессы в сфере сетевого маркетинга. При этом все разнообразие новых форм, инструментов, моделей можно разделить на два важных направления. Каждое из них, связано с одним из двух главных факторов системы — компаниями прямых продаж или их независимыми представителями (НП).
Поговорим сначала об изменениях в работе компаний прямых продаж. Здесь эксперты солидарны, и, по общему мнению, — преобразования настолько серьезны и масштабны, что можно смело заявлять о кардинальной перестройке бизнес-процессов. Так, в структуре продаж сегодня центральное положение занимает интернет-магазин с онлайн-каталогами. В совокупности с электронными платежными системами они полностью изменили схему продаж.
Оплата за товар сегодня поступает непосредственно от покупателя прямо на счета компании. Соответственно и товар идет напрямую к покупателю. Все расчеты ведутся в безналичной форме без каких-либо промежуточных этапов. При этом специальное программное обеспечение автоматически определяет размеры вознаграждений для участников каждого уровня сетевой структуры в соответствии с компенсационным планом.
Одной из первых подобную схему применила малазийская компания прямых продаж QNet. Предприятие использует в своей работе специализированное ПО. В соответствии с его алгоритмом, каждый НП имеет личный номер, играющий ключевую роль в схеме продаж и рекрутирования. При регистрации новичок указывает личный номер "подписавшего" его НП, и система фиксирует цепочку всех вышестоящих участников, а в дальнейшем отслеживает развитие нижестоящих звеньев.
В процессе продажи НП также сообщает покупателю свой номер, для входа в интернет-магазин. Таким образом, электронная система отслеживает все продажи каждого НП. Соответственно, роль самого НП сводится к презентации товара и расширению сети продавцов.
Уникальный программный комплекс был разработан по заказу QNet корпорацией Майкрософт почти десять лет назад и является собственностью компании.
Электронная платформа упрощает и делает максимально прозрачными все взаимодействия между компанией и ее представителями. При этом автоматический учет продаж и рекрутирования исключает ошибки и позволяет применять развитые системы бонусов. Другим ее важным преимуществом является трансграничность продаж благодаря интернету, а также возможность использования самой передовой логистики.
Кроме того, нужно подчеркнуть, что ко всему прочему интернет дал еще и невиданные ранее возможности по обучению независимых представителей. ИТ-технологии сделали реальностью уроки для любого количества слушателей, находящихся в любой точке планеты.
По аналогичным схемам сегодня работают все крупные МЛМ-компании, такие, как Эйвон, Таппервер и другие. Продажа идет через соответствующие интернет-ресурсы, платежи проводятся в электронной форме, дистрибьюторами становятся также, заполнив форму на сайте. Таков сетевой маркетинг 21 века!
Новые виды коммуникаций дали в распоряжение НП возможности, о которых патриархи сетевого маркетинга могли только мечтать. Прежде всего, это касается рекрутинга. Здесь грамотное использование интернета моментально приводит к очень значимым результатам. Например, согласно концепции "Сетевой маркетинг 2.0", имея свой сайт и разработав эффективную рассылку, НП может, оставаясь на месте, отрабатывать тысячи контактов. При таких условиях даже небольшой процент положительных откликов дает стабильный поток новобранцев, обеспечивая быстрый рост сети.
Интернет снимает всякие территориальные ограничения, сегодня нет проблем с привлечением участников из других городов, более того, стало реальностью создание международных команд. Например, представители компании QNet, проживающие в Центральной Азии или Арабских Эмиратах, успешно создают команды из участников, проживающих в России, Украине, Казахстане, Молдавии.
Еще одним важным признаком новой эпохи в сетевом маркетинге можно считать современную механику продаж. Как уже сказано выше, сегодня, в передовых компаниях, НП не принимает деньги и не вручает товар потребителю, соответственно, он избавлен и от ответственности за эти этапы. Его задача-минимум — найти и заинтересовать потенциального покупателя, рассказать о компании, продукции, ее свойствах и преимуществах. Задача-максимум — привлечь нового участника в свою команду.
Как видим, НП стал еще более независимым, в его распоряжении появились новые инструменты и очень эффективные коммуникационные каналы для поиска, убеждения, привлечения покупателей и новых членов своих сетей.
Есть и еще один очень важный показатель, на который существенно повлиял интернет, — безопасность. В данном контексте речь идет о выявлении мошенничества. Новая структура продаж серьезно подрывает основы для махинаций. Как уже сказано выше, сегодня торговля идет через интернет-магазины с безналичной оплатой. Мошенники же, наоборот, предпочитают наличные.
Соответственно, активный прием наличности сразу вызывает подозрения, независимо от того фигурирует ли в схеме товар. По той же причине становится бесполезной маскировка под известный брэнд. Очевидно, что необходимо критическое отношение к неизвестным "представителям" Amway, QNet, Avon и др., ведущим интенсивный сбор наличной валюты под какие-то обещания.
Вдобавок ко всему, интернет позволяет моментально найти информацию об интересующих людях и компаниях. Ее объективная оценка помогает развеять сомнения, или, наоборот, укрепить их.
В конечном итоге, мы видим, что сегодня сетевой маркетинг стал более быстрым, продуктивным и безопасным. Сейчас он дает гораздо больше возможностей для успеха, чем всего пять-десять лет назад.