Каковы перспективы "зеленой" энергетики в мире, и какую роль в ней играет спирт? Сможет ли промышленность полностью отказаться от использования нефти и газа в качестве источника энергии? Об этом Pravda.Ru рассказал член комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты РФ Рустам Танкаев.
— Почему "зеленую" энергетику называют альтернативной? И что к ней относится сейчас?
— "Зеленая" энергетика — это самая древняя энергетика в истории человечества. Самые первые люди использовали дрова в качестве источника энергии, и этот источник до сих пор широко применяется человечеством.
Примерно 200 лет назад человечество стало массово использовать углеводородное сырье как источник энергии. И этот источник оказался настолько удобным, что понемногу стал вытеснять другие виды энергии, а в конечном итоге занял главное место в энергетическом балансе человечества. В том числе, конечно же, он вытеснили "зеленую" энергетику.
При этом сама сфера применения "зеленой" энергетики всегда была достаточно обширна. Топливо биологического происхождения использовалось для всех тех целей, для которых используются сейчас те виды топлива, которые производятся из нефти и газа. Первые автомобили, которые были изготовлены человечеством, ездили на этиловом спирте, бензина тогда близко не было. И эта ситуация продолжалась достаточно долго, несколько десятилетий.
Как известно, Rolls-Royce, на котором ездил Владимир Ильич Ленин, заправлялся частично этиловым спиртом. Но у этилового спирта, как мы все прекрасно знаем, есть один очень большой недостаток — его пьют. Пьют в массовых количествах, с удовольствием. Кстати, себестоимость его производства ничтожна и вполне сопоставима с себестоимостью производства бензина, а выхлоп от этилового спирта экологически чист — это вода и какие-то маленькие примеси. Но мир был вынужден отказался от этилового спирта и перейти на вонючий, грязный бензин.
А сейчас человечество стремится к чистой энергии. При этом оно стремится найти источники чистой энергии, которые были бы по цене сопоставимы с углеводородным сырьем, с теми топливами, которые производятся из углеводородного сырья. И человечество на этом пути, естественно, обнаружило в первую очередь этот самый спирт.
В массовом количестве к спирту как к автомобильному топливу первыми вернулись бразильцы. Они стали из своего сахарного тростника производить моторный спирт и широко его применять. Надо сказать, что многие двигатели на современных автомобилях были изначально спроектированы под спирт. Например, на очень любимом российскими потребителями автомобиле Ford Focus стоит двигатель, который вообще изначально спроектирован под спирт, а потом переделан под бензин.
— А это с чем связано?
— Поскольку биологический вид топлива более чистый и это возобновляемый вид энергии, несколько лет назад в США и ЕС было принято решение дать налоговые льготы тем, кто будет производить биологические топлива из возобновляемых источников энергии. Тогда же очень широко развернулось производство биологических топлив. Это был и этиловый спирт в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания, и рапсовое масло, и другие виды масел, которые использовались так же, как дизельное топливо для дизельных двигателей.
Это продлилось очень недолго. Буквально в течение двух-трех лет выяснилось, что те продукты питания, которые стали использоваться для производства моторных топлив, шли в качестве гуманитарной помощи в беднейшие страны мира. Из Европы эти избыточные продукты питания уходили на африканский рынок, из США в Латинскую Америку. Возникло мощное демографическое давление как на США, так и на Евросоюз.
Надо сказать, что та гигантская волна миграции, которая сейчас давит на Европу и которая поднялась несколько лет назад, возникла вовсе не из-за ближневосточных войн. Главной причиной стало отсутствие поставок гуманитарной помощи в африканские страны. И когда правительствам и США, и Евросоюза пришлось решать демографические проблемы, они первым делом немедленно отменили все льготы для производства моторных топлив.
Но машины уже запустили, и вернуться назад к поставкам бесплатной гуманитарной помощи, видимо, уже невозможно, потому что есть много людей, которые с радостью зарабатывают на этой почти бесплатной продовольственной продукции, производя моторные топлива. Поэтому в Европе в настоящий момент нет чистого нефтяного бензина, там используются исключительно газохолы — это смесь нефтяного бензина и 15 процентов этилового спирта.
В России же в 1920 годы был изобретен метод гидролиза древесины. В нашей литературе это замечательное изобретение получило отражение в виде "табуретовки", которую Остап Бендер продавал американским бизнесменам. Так вот, объемы экспорта нашей "табуретовки" в Европу растут намного быстрее, чем объемы экспорта нефти и нефтепродуктов. Хотя по экспорту нефти и нефтепродуктов мы сейчас занимаем первое место в мире, обгоняя Саудовскую Аравию.
Еще есть интереснейший процесс, который в природе реализован в каждом зеленом листочке, но в технологии пока реализован очень плохо — это каталитическое разделение воды на водород и кислород. Если вы получаете отдельно водород и кислород при малом потреблении энергии, то вы получаете совершенно замечательный источник энергии. Для того, чтобы обеспечить энергией на сутки семью из пяти человек, с домом площадью 200 квадратных метров и с двумя автомобилями, достаточно расщепить один литр воды.
В принципе, если вы найдете подходящий катализатор и источник энергии, который позволит расщеплять воду, то вы решите проблему энергетики раз и навсегда.
— Но сегодня каталитическое расщепление воды — это мировая проблема в промышленных масштабах?
— В промышленных масштабах — да. Но если говорить о научной проблеме, то она не так давно была решена. Год назад примерно был найден катализатор из титана, который позволяет при помощи солнечного света разделять воду на водород и кислород.
К сожалению, процесс идет очень медленно, требует огромных объемов воды и титана, и все это нужно освещать хорошим солнечным светом. Если это все поднять в стратосферу, где солнечного света много, то доставка энергии, полученной сверху вниз, окажется безумно дорогой. Поэтому пока эта технология неприменима. Однако в будущем, возможно, она сможет заменить нефтяную и газовую энергетику.
Но надо сказать следующее: когда мы разбуривали при помощи миллионов скважин нефтяные и газовые месторождения на нашей планете, мы выпустили джинна из бутылки, или болезнь из шкатулки Пандоры. Нефтяные и газовые скважины ликвидировать невозможно. Можно поставить цементную пробку, но она продержится 20 лет максимум, а потом опять начнет пропускать газ и нефть.
А нефть, как известно, если попадает на поверхность земли и на биологические объекты, смертельно опасна, поэтому нефть нельзя допускать ни в какие биоценозы на поверхности Земли. Что касается газа, там ситуация не намного лучше. Казалось бы, газ безвреден, это метан. Но когда газ поднимается в высокие слои атмосферы, он создает парниковый эффект в четыре раза более мощный, чем углекислый газ.
Я хочу сказать, что нефтяную энергетику невозможно остановить не только потому, что она экономически целесообразна, но и потому что она еще работает на спасение человечества от отходов эволюции, которые скопились за последние сотни миллионов лет. И в этом миссия газовой промышленности. Она выходит далеко за пределы обеспечения человека энергией.
— А если бы человечество так и не начало добывать нефть, опасность все равно была бы?
— Да, это дамоклов меч или бомба террориста, которая заложена под кресло человечества. Ее необходимо уничтожить. Методы уничтожения есть, но они дорогие. Первый метод — это добывать нефть, перерабатывать ее на бензин, сжигать и в конечном итоге доводить ее до состояния воды и углекислого газа.
Второй метод — уничтожать нефть в месторождениях при помощи специально выведенных бактерий. 50 лет назад штаммы таких бактерий были выведены в институте микробиологии Академии наук СССР. Эти штаммы анаэробные, то есть на поверхности Земли в присутствии воздуха они не живут. Но в пласте они прекрасно работают — расщепляют нефть до воды и углекислого газа. То есть вместо нефти мы получаем газировку, но это требует денег. Если нефтяная промышленность в привычном для нас виде — это источник больших прибылей, то биологическое уничтожение нефтяных месторождений — это огромные убытки.
— Какое будущее ожидает энергетику? Будет ли баланс между традиционной и "зеленой"? И удастся ли Западу повернуть все в "зеленое" русло, мотивируя это экологией, или жизнь заставит вернуться к углеводородам?
— Любые виды альтернативной энергетики интересуют Запад не сами по себе. Они интересуют, потому что доминирующая сейчас углеводородная энергетика в значительной мере находится в руках России. В настоящий момент Россия обеспечивает 20 процентов международной торговли нефтью и газом. Если говорить о будущем, то ситуация меняется в пользу России очень быстро, поскольку на Ближнем Востоке запасы нефти и газа разведаны полностью. Очень маленькие дополнительные запасы могут быть открыты в еще неизведанных местах, таких, как шельф Красного моря, но и только. На этом все закончится.
— А что касается Арктики?
— На территории России в настоящий момент не исследовано более 10 миллионов квадратных километров, из которых пять миллионов приходятся на Арктику, еще пять миллионов — на приарктические прибрежные зоны и на восточную Сибирь. Ожидаемый прирост запасов международного сырья в России составляет приблизительно 80 миллиардов тонн нефтяного эквивалента. Это извлекаемый запас.
В принципе, ожидается, что на территории России с течением времени, по завершению разведки, будет сконцентрировано от одной трети до половины всех углеводородных ресурсов мира. Поэтому Западу категорически не интересна углеводородная энергетика. Западу нужна альтернатива. И Западу необходимо искать пути обеспечения другими видами энергии. Я думаю, что они найдут такие пути. Но я думаю, что далеко не весь мир откажется от углеводородной энергетики. А наша страна, скорее всего, будет последней, кто от нее откажется. Все-таки газ является самым чистым источником энергии на планете в настоящий момент, а нефть необходимо уничтожить. Ведь если ее не уничтожить, когда-нибудь она ударит по нашим потомкам, и мало им не покажется.