Налоги вырастут. Бюджету совсем плохо?

Министерство финансов предлагает либо провести реформу страховых взносов, начав взимать их по единой ставке со всего зарплатного фонда, либо повысить налог на добавленную стоимость. Реформа страховых взносов предусматривает, что единая ставка размером в 29 процентов начнет действовать с 2017 года и к 2019 году уменьшится до 26 процентов.

Альтернативный вариант: с 2017 года повысить НДС до 20 процентов. При этом льготную ставку, распространяющуюся на товары и услуги первой необходимости, предлагается поднять с нынешних 10 до 12 процентов и с 2019 года начать увеличивать на 2 процентных пункта в год, постепенно доведя до нельготных 20 процентов.

Уже в 2017 году заявленная реформа, по словам экспертов, позволит собрать в бюджет дополнительно почти 600 миллиардов рублей. Ситуацию комментирует первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов:

Какова вероятность принятия подобных предложений? Насколько подобная реформа сейчас целесообразна?

— С учетом того, что проправительственная партия сегодня имеет в Госдуме абсолютное большинство, вероятность стопроцентная. Что касается страховых взносов, то так называемая регрессивная шкала (сейчас работодатели платят в Пенсионный фонд 22 процента с зарплат до 796 тысяч рублей в год, а сверх этой суммы — 10 процентов. — Прим. ред.), по моему убеждению, требует отмены, причем не по этапам, а сразу. А вот против реформирования НДС в предлагаемом варианте я и мои коллеги по партии ЛДПР будем категорически возражать. При нашей экономической ситуации необходимо, наоборот, стимулировать появление добавленной стоимости, а не повышать НДС.

Сильно ли повысится в результате реформы налоговая нагрузка на бизнес?

— Я думаю, авторов реформы это не особо интересует. Идет ориентация на госкорпорации, для которых подобные меры излишни: при нынешней финансовой централизации экономии для бюджета с их стороны можно добиться за счет экономии фонда заработной платы, рациональной дивидендной политики и т. д. А вот о последствиях для малого бизнеса — это 17 процентов ВВП и 38 процентов трудоспособного населения страны — никто, видимо, не подумал. Ну, упадет он в два раза — скомпенсируют за счет госмонополий. К сожалению, со стороны авторов реформы прослеживается чистая математика: никакого анализа социальной сферы, никакого стремления построить разумные экономические отношения — исключительно голые бухгалтерские расчеты.

Есть ли, на ваш взгляд, другие, не столь болезненные способы увеличения бюджетных доходов?

— Безусловно. Один из них — пересмотр системы льготирования. У нас общий объем льгот сегодня составляет около 7 триллионов рублей, при том что доходная часть бюджета — 13 триллионов, то есть они практически сопоставимы.

Вот возьмем например, 5-процентную льготу по налогу на прибыль — во всех регионах ее получают самые крупные, самые богатые предприятия, имеющие возможность лоббировать свои интересы на высшем уровне. Между тем изначально эта льгота вводилась с целью поддержать малые предприятия, новые производства… Моя позиция такова — уплатите в бюджет по полной ставке, а потом приходите, предъявите данные: сколько рабочих мест и какие новые производства созданы — и тогда получите льготу… От уплаты пенсионных взносов освобождены IT-компании — почему?! У нас трехкратный, самый высокий среди отраслей рост IT-технологий, с какой стати государство должно их поддерживать? Аналогичная картина по льготам для небольших месторождений. Так что начинать реформу надо с пересмотра льгот.

Второе — разумная налоговая политика, стимулирующая развитие бизнеса. Не новоиспеченные предприниматели должны иметь налоговые каникулы, а новые производства. Я уже устал объяснять чиновникам: президент страны дал ясное указание — поддержать производство, причем тут "новые предприниматели"? А мы, говорят представители Минфина, не можем идентифицировать, новое производство или нет.

Это прямая задача министерств экономики на местах -анализировать инвестпроекты, тем более что их, к сожалению, в регионах пока можно по пальцам пересчитать. Если, например, "Газпром" или "Роснефть" открыли новое производство — дайте им льготу вне зависимости от размера бизнеса… Ну и последнее: среди имеющихся в распоряжении страны ресурсов, самый, наверно, важный — это потребительский спрос, то есть государство сегодня должно индексировать заработные платы и пенсии на размер реальной инфляции, чтобы стимулировать покупательскую способность. Ничто другое не поможет оживить экономику.