Правительство собирается выставить на продажу доли крупных госкомпаний. Какие ошибки печально известной приватизации 1990-х годов важно при этом не повторить? Зачем нужна и вообще нужна ли приватизация? Какое предприятие работает эффективнее — частное или государственное, и от чего это зависит? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал член Экспертного совета при правительстве РФ, член рабочей группы по противодействию коррупции Сергей Стрельников.
— С какой целью сейчас в очередной раз планируется приватизация ряда компаний?
— Приватизация способна решить достаточно много задач, которые стоят перед нашим государством, перед правительством. Есть несколько компаний, которые в полной мере готовы к приватизации и за которые потенциальный инвестор готов заплатить приемлемую рыночную цену.
Тем не менее для того, чтобы удачно передать в частные руки акции данных крупнейших компаний, нужно совпадение большого числа условий. Поэтому чаще всего наше правительство говорит о неких инвестиционных окнах, во время которых возможно как раз поймать подходящего инвестора, который клюнет на тот или иной государственный актив.
Это касается крупнейших компаний. По приватизации госсобственности вообще картина весьма и весьма иная. Большинство компаний и большинство активов, которые не относятся к крупнейшим, попросту не готовы к приватизации.
— Что значит, готовы или не готовы к приватизации? Готовы дорогие, достаточно оцененные компании?
— Готовность состоит в том, что новый собственник может перечислить деньги, переписав акции на себя, в течение нескольких дней или недель, и взять полностью в свои руки управление этой компанией. Поставить свой менеджмент. Готовность к приватизации означает, что после нее все механизмы, которые необходимы для управления данным активом и получением денежных потоков, будут нормально работать.
Как правило, новый собственник меняет руководство, ставит своих людей. Очень важно, чтобы этот период смены власти — смены собственника и руководства — не отразился отрицательно на деятельности предприятия. Наоборот, новый собственник ожидает, что компания подорожает с его приходом. Потому что, прежде всего, он предложит новую стратегию компании, которая наверняка будет направлена на еще большее удорожание акций.
Ведь любой собственник, который покупает крупный актив, в голове уже имеет и стратегию выхода из этого актива. Он думает, как, каким образом будет возвращать эти деньги, которые он еще даже не успел потратить.
— Почему инвесторов сразу заботит именно выход из нового бизнеса? Ведь возвратить вложения можно и за счет прибыли от деятельности компании.
— Конечно, мы сейчас ищем не таких инвесторов, которые тут же постараются перепродать, а инвесторов стратегических, которые принесут свой опыт, знания, какие-то перспективные мировые технологии в эту компанию, произведут в ней определенные положительные преобразования для повышения эффективности. А уже потом, в перспективе, возможно, будут продавать по иной цене акции компании уже в новом качестве.
Считается, что государство — неэффективный собственник и не способно произвести в компании преобразования, которые максимально выявят ее потенциал и смогут вывести на максимально возможную стоимость. А стратегия приобретения и выхода для стратегических инвесторов состоит в том, чтобы компанию максимально причесать, преобразовать, сделать наиболее привлекательной для того, чтобы потом уже более мелкие инвесторы купили акции этой компании и компания работала на широких принципах корпоративного управления.
— Какие компании планируется выставить на продажу?
— Эти крупнейшие компании постоянно на слуху: "Алроса", ВТБ, "Башнефть" и "Совкомфлот" с недавних пор. Каждая компания уникальна в своей нише. Трудно или даже невозможно найти им аналоги в нашей стране, да, может быть, и в мире. "Алроса" — российский монополист в алмазной отрасли, компания мирового значения, с ней все понятно. "Совкомфлот" — тоже все ясно, есть определенная уникальная сфера деятельности. Что касается ВТБ — его фишка в том, что это один из крупнейших банков.
— Почему именно он, а не какой-либо другой крупный банк?
— Речь идет и о приватизации других крупных банках, просто сейчас в качестве банковского актива выбран ВТБ. А что касается "Сбербанка" — вопрос пока откладывается до лучших времен. Может быть, они скоро настанут, и после приватизации ВТБ будет понятнее, как поступить со "Сбербанком". Сейчас же государство считает, что нет необходимости сохранять контроль над данными предприятиями.
Из активов "Башнефти" будет выставляться на продажу и федеральная, и региональная часть собственности. Поэтому, на мой взгляд, желание получить 500 миллиардов рублей от продажи "Башнефти" недостаточно оправдано с учетом того, что цены на нефть перестали снижаться. Надо бы получше проработать этот вопрос.
— Министр экономического развития Улюкаев встречался с американскими дипломатами и предпринимателями, и они выразили интерес. Возможно ли, что акции будут проданы иностранцам, или в первую очередь будут рассматривать российских инвесторов?
— Стратегия управления государственным имуществом как раз не предполагает ограничения инвесторов…
— А круг претендентов на покупку хотя бы в общих чертах уже определен?
— Желающих много. Это и российские компании, и зарубежные, в том числе Китай намерен побороться за эту собственность. Здесь действительно политика тоже будет играть свою роль. Поэтому если вдруг встанет вопрос, продать ли компанию российскому инвестору, что по большому счету, ситуации не изменит, либо продать даже чуть дешевле китайцам, но сильнее с ним подружиться, — возможно, будет принято решение в пользу Китая. Потому что деньги, в общем-то, кончаются, а вот дружба — это дружба.
— Какая ситуация сейчас, на ваш взгляд, сложилась в части приватизации квартир гражданами, и какой она должна быть? Что можно сделать для улучшения в этой сфере?
— Идеальная ситуация была бы следующая: чтобы наши люди превратились из собственников жилья, которое не приносит государству никаких, в общем-то, плюсов, в собственников каких-то компаний. Хорошо бы каким-то образом заменить право собственности на жилье правом собственности на эквивалентную долю собственности предприятия. Тогда люди будут заинтересованы в том, чтобы экономика развивалась. К сожалению, когда большинство людей думает только о своих жилищных условиях, страна не может развиваться и стать великой страной.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала