Какие сюрпризы приготовило отдыхающим нынешнее лето? Где может получить комфортный отдых российская семья со средними доходами? Благодаря чему произошла значительная переориентация туроператоров на внутренний туризм? Об этом рассказывает в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru вице-президент Российского союза туриндустрии Александр Осауленко.
— Какие направления наиболее популярны этим летом? Как изменилась картина отдыха?
— Мы ожидали, что основной поток россиян все-таки будет ориентирован на внутренний рынок, и эта тенденция сохраняется. Более того, мы планировали увеличение потока где-то на 15-20 процентов, а сейчас эти цифры превышены в два раза. Так что можно однозначно сказать, что интерес у россиян к путешествиям и туризму не ослабевает, несмотря ни на какие экономические, социальные и прочие передряги. Люди привыкли путешествовать, и это уже стало неотъемлемой частью их образа жизни.
Другое дело, что место отдыха мы всегда выбираем "по карману" и уровню комфорта. Среди российских направлений, безусловно, популярны курорты Краснодарского края: Сочи, Анапа, Геленджик… Крым активно развивался последние два года, и сейчас его популярность растет все быстрее.
Я думаю, что в этом году по окончании летнего сезона мы однозначно будем говорить о значительном росте. Уже сейчас видно, что эксперты ошиблись в оценках, — все прогнозы на это лето оказались значительно превышены.
— А что насчет зарубежных поездок?
— Выездные направления по-прежнему пользуются спросом у россиян. Во всяком случае, пик падения спроса мы уже прошли, теперь в этом плане наступила некая стабилизация. К сожалению для многих туркомпаний и россиян, мы потеряли такие страны, как Турция и Египет. Это у нас были два самых популярных бюджетных направления. Но в этом есть и светлая сторона: тут же началась борьба за российский туризм.
— В чем это выражается? Привлекают наших туристов низкими ценами, вводят новые услуги или упрощают визовый режим? В чем потребитель туристических услуг может выиграть?
— Безусловно, ощутимы все эти моменты: и снижение цен, и дополнительные услуги, и упрощение въезда. Может быть, потребитель не всегда осознает, но определенные подвижки есть. Если брать визовые страны, то в первую очередь наблюдается сокращение срока оформления визы и — что важнее всего, — период действия визы.
Если раньше мы в течение 2-3 недель получали выездные документы, то на сегодняшний момент их делают в течение трех рабочих дней. Раньше они действовали в лучшем случае год, а стандартно — от 3 до 6 месяцев. Теперь визы, как правило, долгосрочные — от двух-трех лет до пяти лет в зависимости от страны.
В первую очередь это, безусловно, относится к Шенгенской зоне: Греция, Кипр, Испания, Болгария… Даже по Франции, как ни парадоксально, мы наблюдаем подобные подвижки. То же происходит и со странами, не входящими в Шенген, но тоже являющимися визовыми с достаточно жестким миграционным режимом. Например, с Великобританией.
— Что еще делается на государственном уровне, чтобы заманить наших туристов?
— Надо отметить, что многие страны стали дотировать туризм, то есть вкладывать деньги в туроператоров, которые привозят российских туристов. Раньше это делала только Турция. Сейчас такое уже вводит Израиль и еше ряд стран.
Вместе с тем, мы замечаем изменением формата самого турпродукта. Безусловно, он стал дешевле в валютном выражении. А вот в рублевом, к сожалению, у нас произошел рост стоимости путевок, поскольку курс доллара у нас все-таки пока достаточно высокий, и с этим тоже надо считаться. В рублевом эквиваленте отдых подорожал приблизительно от 12 до 15 процентов, кое-где — на 20-22 процента.
Несмотря на это, в определенные страны поток туристов вырос. Больше отдыхающих, чем раньше, едет в Грецию, Испанию, Болгарию и на Кипр, то есть как раз в те страны, которые существенно облегчили визовый режим. Из дальних дестинаций значительная динамика роста турпотока во Вьетнаме.
— Александр Павлович, расскажите о возвращении на рынок Турции. Какая ситуация сейчас с этим некогда популярным направлением? Чего вы от этого ждете?
— Эту ситуацию я сравниваю со старым добрым анекдотом. Женщина бежит по перрону за уходящим поездом и кричит офицеру: "Остановите, пожалуйста, поезд!" Он говорит: "Поезд, стой! Раз, два!"
Сейчас наш туристический поезд уже не просто ушел, а находится на пике скорости, остановить или повернуть его невозможно. Туроператоры уже вложили деньги, заключены договора, определены полетные программы, программы по железнодорожному и автомобильному транспорту. Самое главное, что все это сделано под те транспортные возможности и емкости средств размещения, которые есть на данный момент на рынке. И больше их в одночасье не станет.
— А цены все-таки кусаются, да?
— Безусловно. Для этого есть объективные и субъективные причины, но чартеры даже снижают цены (в среднем на 25-30 процентов). Соответственно, это отражается на турпакете. Мы часто слышим, что турецкие операторы дадут какие-то очень интересные, привлекательные цены. Пока мы этого не видим, потому что в совокупности "на регулярке", которая на сегодняшний день выполняется, это такая же стандартная цена. Все-таки туризм — это чисто коммерческая отрасль, рынок в чистом виде, и спрос рождает предложение.
Еще я хотел бы обратить внимание на складывающуюся цену перевозки. Дело в том, что у нас по сравнению с последними годами теперь наметилась обратная тенденция. Нынешние тарифы на транспорт при самостоятельном туризме и у туроператоров в пакетах довольно сильно отличаются от билетов, которые куплены 3-4 месяца назад. Там совершенно другие цифры. Мы впервые пришли в этом году на внутреннем рынке к тому, что турпакеты компаний получаются на 20-22 процента дешевле аналогичного самостоятельного тура. Поэтому мы сейчас видим ажиотажный спрос на большинство внутренних направлений. Родная страна становится все популярнее у россиян.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала