Валютный кризис в Приднестровье устроил сам президент?

В Республике Приднестровье (ПНР) бушует валютный кризис. Центробанк не продает валюту. Полки магазинов опустели, деятельность бизнеса заморожена. Президент Евгений Шевчук обвиняет в сложившейся ситуации Верховный Совет. Между тем глава государства несет полную ответственность за происходящее. Как стало известно, план действий по созданию валютного дефицита Шевчуку рекомендовали политтехнологи в рамках общей дестабилизации обстановки в преддверии президентских выборов.

Валютный кризис в Приднестровье продолжает развиваться уже несколько месяцев подряд. С некоторых пор приобрести валюту в обменниках невозможно. На "черном рынке" стоимость доллара зашкаливает за 15 приднестровских рублей за доллар (при официальном курсе в 11 рублей).

Хозяйствующие субъекты ведут торговые операции за приднестровские рубли, однако обменивать их на иностранную валюту, чтобы импортировать товары, они не могут. В результате этого в республике опустели склады, а вместе с ними и полки магазинов. Предприниматели берут долларовые кредиты, чтобы вновь запустить товарооборот, однако оказываются не в состоянии вернуть валюту в условиях ее отсутствия на рынке.

Президент Приднестровской Республики Евгений Шевчук и глава республиканского банка Эдуард Косовский обвиняют в разразившемся кризисе Верховный Совет, который препятствует девальвации национальной валюты. Однако суверенное право продавать валюту на рынок находится в компетенции главы государства и ПНР.

Попытка президента переложить ответственность с себя на другие органы власти больше похожа на умышленное нагнетание ситуации. Интернет-издание "Русский викиликс" разместил документ для внутреннего пользования, описывающий концепцию предвыборной кампании действующего главы государства Приднестровья Евгения Шевчука в преддверии декабрьских выборов. Авторы документа предлагают достаточно радикальные меры по общей дестабилизации обстановки в республике с целью поднятия рейтинга Шевчука.

Отдельные главы там посвящены искусственному провоцированию валютного кризиса. Так, в пункте плана № 2.8.3 с красноречивым названием "Разгон проблемы с валютой" дается рекомендация "о необходимости создать ситуацию, при которой остро встанет вопрос нехватки валюты в обменных пунктах".

"Проблему с валютой требуется сделать совершенно нестерпимой для населения — валюту нужно придерживать и не продавать максимально долго, доведя ситуацию до взрывоопасного состояния", — пишут авторы документа. Весь негатив они рекомендуют "направлять на депутатов фракции "Обновления", которые удерживают большинство в республиканском парламенте, обвиняя их в отказе девальвировать курс рубля (этот вопрос, как известно, находится в компетенции Верховного Совета)".

И действительно, в начале июня глава Приднестровского республиканского банка Эдуард Косовский на встрече с Президиумом Верховного совета высказался за девальвацию. На самом деле эту меру ПРБ инициировал еще в марте. Сначала стоимость национальной валюты было предложено поднять с 11 приднестровских рублей до 14-16 за доллар, но потом идея была скорректирована в рамках 12,25-12,75 рублей. Правда, и такой курс не был поддержан приднестровскими законодателями. Косовский заявил, что курс должен основываться на ключевых направлениях принятой денежно-кредитной политики. По его словам, имеющаяся в Республике денежная масса одновременно не удовлетворяет спрос на валюту и соответствует курсу 12,50 рублей за доллар.

"Де-факто произошла девальвация. Необходимо лишь узаконить ее", — призвал Косовский. Депутаты отвергли это предложение. По их мнению, меры по стабилизации ситуации на валютном рынке необходимо принимать в рамах утвержденного Верховным Советом коридора 11 рублей — 11 рублей 30 копеек за доллар.

Шевчук, тем временем, по совету тех же политтехнологов старается держаться над схваткой. "Чтобы иметь возможность "умыть руки", Президенту желательно не посещать сессии Верховного Совета, на которых обсуждается данный вопрос, мотивируя это "неотложными делами" и демаршем депутатов, которые "умышленно не приглашают" Шевчука на заседания", — настаивают политтехнологи.

В интервью Приднестровскому первому каналу глава государства отметил, что для решения столь важного вопроса, как нехватка валюты, необходимо принимать выверенные, согласованные всеми ветвями власти меры. Он также заявил, что валютный кризис, из-за которого у крупных торговых сетей в регионе возникают проблемы с импортом товаров, можно было бы преодолеть, если бы были приняты своевременные меры.

"Варианты этого решения были предложены еще в начале мая, обсуждались на Совете безопасности и Государственном совете, но компетенция по валютному регулированию находится у ПРБ и Верховного Совета", — кинул камень в огород парламентариев приднестровский лидер.

Еще один эпизод кампании по дискредитации деятельности Верховного Совета содержится в политтехнологической концепции в пункте № 2.8.5, где в частности, делается акцент на том, что абсолютный вред приносит деятельность депутатов по разоблачению компании "ЭнергоКапитал", "через которую из ПНР выводятся средства, полученные от продажи электроэнергии в Молдову (без "ЭнергоКапитала" ГЭС не может продать электроэнергию Молдове, ГРЭС остановится, бюджет не получит средств, пенсионеры не получат пенсий, работники ГРЭС останутся без работы)". Этот сценарий также нашел отражение в местных СМИ.

Так, в Приднестровской прессе появились статьи о причинах и последствиях валютного кризиса, виновным в котором объявили приднестровскую компанию "ЭнергоКапитал". Деятельностью компании заинтересовались следственные органы. По их данным,"ЭнергоКапитал" по заниженной цене получает российский газ, бесплатно поступающий в республику в качестве поддержки от РФ, и перепродает его на Молдавскую ГРЭС. Взамен "ЭнергоКапитал" получает электроэнергию, которую уже по обычной цене продает в Молдавию. Следователь по особо важным делам Следственного комитета ПМР Александр Харчиков инициировал обращение в Следственный комитет РФ с просьбой провести проверку исчезновения десятков миллионов долларов, к чему может быть причастен глава непризнанной республики.

Президент Шевчук старается отбить обвинения в том, что валюта "ЭнергоКапитала" "якобы уходит в сторону". В интервью Приднестровскому первому каналу, он, в частности, рекомендовал, поинтересоваться одновременно и тем, где валюта таких крупных предприятий, как "Тиротекс" и "Квинт". Эти компании, а также "Агропромбанк", входят в холдинг "Шериф" и контролируются депутатами Верховного Совета от партии "Обновление". В их числе, например, Дмитрий Огирчук (директор ООО "Шериф") и Владислав Тидва (президент "Агропромбанка"), Олег Баев (директор винно-коньячного завода "Квинт"). Президент высказал мнение, что валютные потоки этих компаний в республиканский банк минимальны. "Хотели, чтобы 100 процентов валюты "Энергокапитала" попало сразу в центральный банк. И сейчас очевидно, что даже при этих объемах все равно существует дисбаланс. Почему "Агропромбанк" дает кредит? Потому что все равно существует дисбаланс, их тоже нужно понять. У них рублевой денежной массы много, им нужно ее поменять, чтобы опять завезти продукцию для дальнейшей торговли. Поэтому такое кредитование — это подтверждение, на мой взгляд, ранее принятых ошибочных решений. Когда не выслушивали аргументы центрального банка, правительства о том, что нужно исходить из других ориентиров и не нужно вводить в заблуждение", — парировал Евгений Шевчук.

Кстати сказать, позиция президента в отношении компаний, входящих в холдинг "Шериф", также была четко выверена в соответствии с предвыборной концепцией. Авторы документа в пункте № 2.9.1 под названием "Основные концепты кампании против ХК "Шериф", высказывают мнение, что "компания-монополист" должна стать в общественном мнении абсолютным врагом приднестровцев".

"Накал предвыборной кампании Шевчука должен быть направлен против нее", — настаивают политтехнологи. "Шериф" монополизировал экономику и не дает работать мелкому и среднему бизнесу, как опоре экономики Республики (крупные предприятия — пережиток советского прошлого, это не модно, не эффективно, не как в Европе). "Шериф" монополизировал политику Республики, "скупая" оппозиционных политиков, которые могли бы служить источниками новых идей и выступать в качестве противовеса "монополисту". "Шериф" — антинародная и антигосударственная структура, бизнес-интересы ее владельцев идут в разрез с интересами Республики", — аргументируют авторы документа.

В пункте № 2.9.4. под названием "Экономический прессинг против компании "Шериф", говорится, что "главным рычагом давления на Шериф является валюта, на которую "основной импортер" покупает за границей бензин, продукты питания и т. д.". Политехнологи рекомендуют, "негласно запретить продавать компании "Шериф" валюту тем самым лишив ее самой возможности работать в Республике". "По мере того, как будут заканчиваться продукты и горюче-смазочные материалы (ГСМ) на складах и базах компании "Шериф", нужно запускать слухи, делать недвусмысленные сюжеты в государственных СМИ и инициировать обсуждения в социальных сетях на тему того, что на самом деле склады полные, а угрозы голода — это предвыборный ход "Шерифа", который играет свою игру, пытаясь посеять панику, а потом явиться людям в виде "мессии", — обосновывают позицию политехнологи Шевчука. По их мнению, это приведет к тому, что "распродав остатки продовольствия и ГСМ, компания "Шериф" будет вынуждена закрывать свои предприятия в ПМР".

"Это вызовет резкий рост цен на все товары и, как результат, — возмущение населения. Энергию народного недовольства нужно направить на компанию "Шериф", которая должна обвиняться во всех доступных СМИ в саботаже, вредительстве, в искусственном ухудшении ситуации ради победы на предстоящих выборах", — пишут авторы документа. На их взгляд, "нам на руку будет играть неосведомленность населения о том, кто в действительности имеет рычаги управления валютой".