Временами Европа пытается показать свою "обеспокоенность судьбой Украины" и сохранением транзита российского газа через ее территорию. Но газ, подаваемый через "Северный поток", обойдется для европейцев дешевле. Поэтому "Газпром" сворачивает газопроводную сеть по направлению к украинской границе с молчаливого согласия всех серьезных "игроков".
Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил о радикальных изменениях в маршрутах газопоставок. Речь идет о намерении вывести из эксплуатации в течении четырех лет 4,3 тысячи километров трубопроводов и 62 компрессорных цеха. К 2030 году планируется сократить уже 10,7 тысяч километров "трубы". Подавляющее большинство ликвидируемых мощностей ныне используется для транспортировки российского газа через территорию Украины.
После осуществления указанных мер экспорт "голубого топлива" через Незалежную сократится до 10-15 миллиардов кубов в год. Это практически в 10 раз ниже максимальной пропускной способности украинской "трубы", и втрое-впятеро меньше объема российского транзита в 2015 году, составившего около 50 миллиардов кубометров.
Большая часть российских газопоставок будет переориентирована на Север. Они будут осуществляться по дну Балтийского моря как по уже действующему "Северному потоку", так и по пока находящейся в стадии обсуждения его второй ветке, также имеющей пропускную способность 55 миллиардов кубометров газа в год.
Примечательно, что незадолго до заявления Миллера немецкое правительство вновь заявило о своем условии для строительства нового газопровода — "сохранение газового транзита через Украину". В ответ глава российского газового монополиста вежливо проигнорировал пожелания своих партнеров. Возможно, потому что обе стороны понимают их риторический характер. Это слова, которые должны быть произнесены для успокоения совести немецких политиков и промышленников перед "евроатлантической солидарностью".
Тем более, что чисто формально "украинский транзит" сохранен будет. Вот только — в "микроскопическом" объеме, лишающем Украину как немалых доходов (около двух миллиардов долларов ежегодно), так и претензий на статус ключевого энерготранзитного государства, представляющего для Европы реальную, а не только пропагандистскую ценность.
Что же стоит за столь выраженной твердостью, чтобы не сказать резкостью, в позиции "Газпрома"? В первую очередь — трезвый экономический расчет. Транзит через "Северный поток" даже с учетом длины "трубы" будет обходиться всего в 2,1 доллара за тысячу кубометров газа за 100 километров расстояния. По украинским газопроводам это стоит 2,5 доллара, причем, данную цифру Киев постоянно пытается "вздуть" до 4 долларов и выше, игнорируя подписанный в 2009 году 10-летний базовый контракт.
Кроме того, российское топливо в Европу будет теперь идти с новых, северных месторождений. Доставка к украинской границе удлинила бы его маршрут на тысячи километров, что соответственно отразилось бы на цене для конечных — европейских — потребителей.
В принципе, возможно, стоимость и так несколько возрастет для граждан Восточной Европы и Италии. Но никак не для Германии, Франции, Великобритании и ряда других — самых богатых и влиятельных — стран ЕС. Отсюда их благожелательное отношение к "Северному потоку-2", вопреки бешеному сопротивлению США.
Ну, а Словакия с Венгрией и Италией, в конце концов, могли бы лучше защищать свои права перед Брюсселем. Да и, в конце концов, какой-то "газовый минимум" в объеме 10-15 миллиардов кубов восток Европы через Украину получать будет. Если, конечно, к тому времени Незалежная не превратится в "европейское Сомали" с национальной "махновской" спецификой, а продолжит существовать в виде хоть какого-то подобия государства.
Намерения "Газпрома" по сокращению имеющейся транспортной сети в направлении Украины не угроза, а серьезное и окончательное решение. Косвенно об этом свидетельствует истеричная реакция Киева. Так, глава "Нафтогаза" Коболев попытался "соблазнить" европейцев обещанием того, что "после 2020 года стоимость украинского транзита будет стоить вчетверо дешевле, чем по дну Балтики". Дескать, это мы сейчас "жирок нагуливаем", "стрижем" "Газпром" по полной, чтобы модернизировать свои трубопроводы, а вот когда в 2019 году этот процесс закончим, так сразу же снизим стоимость транзита в четыре раза.
Что тут можно сказать? Разве что процитировать Грибоедова: "Свежо предание, а верится с трудом".
Во-первых, по данным "Газпрома", трубопроводная сеть Украины всерьез ремонтировалась после обретения "незалежности" лишь однажды — в конце 1990-х — на одном из самых южных участков. И то это делалось с помощью России. После этого если что и ремонтировалось, то разве что при угрозах опасных аварий.
Да и как иначе, если в украинкой казне "гуляет ветер", а Киев вот уже почти год клянчит от МВФ жалкий даже по масштабам любого уважающего себя олигарха, а не то, что государства, миллиард долларов кредита. Все заработанные "транзитные" деньги идут "с колес" на залатывание дыр в и так уже до предела обрезанном госбюджете…
Во-вторых, гигантская важность для киевских политиков даже вышеупомянутого миллиарда лишний раз показывает, что они скорее удавятся, чем согласятся снизить вчетверо ставки транзита российского газа, потеряв ежегодных полтора миллиарда из привычных двух.
Так что ситуация предельно ясна — и для России, и для получателей ее газа из Европы. Транзит "голубого топлива" через Украину мало того, что обойдется дороже, так еще и сама возможность этого транзита с каждым днем ставится под все больший вопрос в связи с прогрессирующей деградацией Незалежной. В этих условиях "Северный поток" становится уже не просто "резервной роскошью", а жизненной необходимостью для надежного снабжения европейцев газом. Поэтому слова Алексея Миллера о закрытии большей части трубопроводной сети на украинском направлении звучат как фраза из фильма "Щит и меч": "Приговор окончательный, обжалованию не подлежит".