Перед распадом СССР украинцам обещали "жизнь как во Франции". Но за все 25 лет независимости Украина не смогла вернуться даже к уровню ВВП 1990 года. А ныне этот показатель упал на 40 процентов — рекорд среди всех стран СНГ. Украинские элиты обвиняют в таком "антирекорде" всех вокруг, но только не себя. При этом главная мишень для обвинений — Россия.
В этом году Украина будет отмечать 25-ю годовщину независимости. Если, конечно, доживет до этой даты в качестве государства — в чем все больше сомневаются многие даже самые радикально националистические политики и крупные олигархи.
В связи с этим в экспертном сообществе оживились разговоры об экономических итогах, достигнутых за прошедшую четверть века. А они, мягко говоря, неутешительны. В этом году снижение уровня ВВП достигло уже 40 процентов от показателя самого благополучного перед распадом СССР периода — 1990 года.
Так, например, Артем Петренко, заместитель директора Института развития экономики и инновационных стратегий IDEAS заявил на днях: "С момента развала Советского Союза наш ВВП уменьшился более чем на 40 процентов. И это страшно. За это же время среднемировой увеличился более чем в 2,5 раза".
А бывший украинский премьер Анатолий Кинах в своих оценках был еще резче: "К сожалению, к итогам 2015 года, по мнению, в том числе, зарубежных экспертов, экономика Украины попала в пятерку худших экономик мира. Особенно по показателям, связанным с ВВП, инфляцией. По уровню инфляции, которая составила порядка 43 процентов, мы стали худшей страной в мире. К примеру, в Сирии, где более двух лет идет гражданская война, уровень инфляции в 2015 году был 32-33 процентов".
Упоминание Кинахом гражданской войны в Сирии не случайно. Ведь нынешняя правящая в Киеве элита привычно списывает все свои "провальные успехи" на "российскую агрессию" - так Киев величает гражданскую войну на востоке Украины.
Хотя, по оценкам Киева, затраты на карательную операцию в регионе обходятся нациствующим патриотам максимум в сотню миллиардов гривен в год. Это по нынешнему курсу — всего 4 миллиарда долларов.
Да Янукович только в начале 2010 года, вскоре после прихода к власти, списал поддерживавшим его олигархам долги по энергетике на 25 миллиардов гривен — это 3 млрд долларов по тогдашнему курсу! Не считая других, чуть менее крупных "подарков" впоследствии — и это только официально.
А сколько бюджетных денег "распилили" неофициально — на тендерных закупках и других похожих махинациях. И ничего — вплоть до победы бандеровского Майдана и курс гривны был 8 за доллар (а не 25, как ныне), и средняя зарплата была повыше, чем в "единоевропейской" Болгарии — и пенсии платились вовремя.
Так что не в подросших расходах на возросшие шовинистические аппетиты причина нынешней экономической катастрофы на Украине.
Причем, никакого просвета в этой безнадеге не видно. Четвертьвековое правление отбившихся от рук олигархов, образца приструненной в России еще в начале "нулевых" семибанкирщины, просто не предусматривает каких-то "прорывов" в этом направлении. Платить налоги в госбюджет они не хотят — предпочитая скрывать доходы в офшорах. Амортизировать изношенные уже на 90 процентов доставшиеся от СССР основные фонды своих предприятий — тоже.
Идти на более тесное сотрудничество с Россией — боятся конкуренции со стороны российского бизнеса, которому такие "первые парни на деревне", как говорится, не соперники. Отсюда, кстати, и лелеяние ими укронационализма — даже олигархами еврейского происхождения, у которых вроде бы должно быть неприятие идеологии виновников Бабьего Яра и массового геноцида еврейского населения на Галичине.
Вот и остается уповать только на распродажу уже последних остатков мало-мальски ценных госпредприятий в руки иностранцев — да превращение Украины в "великую аграрную державу". Если, конечно, немцы с американцами рискнут купить пусть и хорошие черноземы в стране.
А в итоге "великая европейская мечта" не менее "великой европейской державы" и вылилась описанное выше падение. Идя к "светлому европейскому будущему", Украина на деле отошла на уровень где-то так 1970 года — откатившись в своем развитии почти на полвека назад. Печальный, но вполне закономерный итог самоубийственной политики, лежащей в фундаменте украинской "незалежности".