Система бронирования авиабилетов - это тоже та область, по которой могут ударить антироссийские санкции. В связи с этим в России уже начали разрабатывать национальную систему бронирования авиабилетов. Чем это обернется для обычных авиапассажиров? Об этом Pravda.Ru рассказал авиационный эксперт, участник комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.
— "Внуково" помогает "Ростеху" в разработке национальной системы авиабронирования. Сейчас в России действуют три основные международные системы бронирования, на которых работают "Сибирь", "Аэрофлот". Насколько актуальна эта национальная разработка сейчас и почему? Чем опасна привязка исключительно к международным системам?
— Речь о создании национальной системы авиабронирования пошла после известных событий и санкций, когда появилась опасность, что нас отключат от международных платежных систем, в том числе, от систем бронирования — по одной причине.
Вторая заключается в том, что через международные системы бронирования иностранные спецслужбы могут отслеживать перемещение наших чиновников, военнослужащих и так далее.
Создание российской национальной системы бронирования тоже не решит ни одной из упомянутых мной проблем. Чтобы система работала, к ней должны иметь доступ не только российские авиакомпании, но и агенты этих авиакомпаний по всему миру, которые продают билеты, аэропорты-партнеры российских авиакомпаний, которые тоже продают билеты. В любом случае, эта информация, даже если физически она будет находится на территории России, будет доступна всему миру.
Ее всегда можно скопировать и использовать. А если санкции дойдут до блокировки, так они заблокируют и нашу национальную систему бронирования, просто отключив ее от всего остального мира: от аэропортов, агентов и так далее. То есть просто наши компании не смогут ни обслуживаться, ни передавать информацию, ни продавать билеты.
Тем более если есть соглашение о передаче информации, когда за сутки авиакомпания передает информацию о всех своих пассажирах стране прибытия, в связи с террористическими угрозами, то это сделать можно элементарно и полностью законно. Поэтому, на мой взгляд, создание национальной системы бронирования — практически пустая трата времени.
Она может нам пригодиться только в том случае, если наша страна окажется полностью на осадном положении. Нас обнесут колючей проволокой, и мы сможем летать только внутри России. Но в таком случае у нас есть система "Сирена", например, которая может нормально функционировать в таких условиях, независимо от всего остального мира.
— Какой выход придется искать из положения, когда эти системы не смогут работать после вступления в силу новых требований к хранению персональных данных россиян?
— Я не знаю, потому что у нас сначала принимаются законы, а потом думают, как их исполнять. И нередко мы оказываемся не готовы к исполнению этих законов, поэтому их тут же начинают пересматривать или откладывают введение этих норм.
Опять-таки в связи с авиацией был недавний наглядный пример по беспилотникам. Были приняты и одобрены законодательные инициативы, что нужно иметь сертификаты, право на управление этим беспилотником, лицензию…
Уже закон вступил в силу, но до сих пор ни одно ведомство не знает, как выдавать этот сертификат, как аттестовывать пилотов, вообще самой формы этих документов нет. Но закон уже вступил в силу. То есть любой человек, который может с ветолетиком выйти во двор, попадает под статью Административного кодекса.
Здесь такая же самая ситуация. Если не будет технологического решения, то конечно, никто не сможет, не будет вправе требовать с авиакомпаний соблюдения этого закона. Невозможно требовать того, чего нельзя соблюсти, это как сказать "не дышите". Мы же не можем не дышать. Значит, мы все будем нарушителями. Значит, введение в действие этих требований будет отложено.
— Цитата из документа: "Под любую авиакомпанию она должна дописываться индивидуально". Что это значит, реально ли это?
— Это совершенно неправильно. Если мы говорим о системе бронирования, то любая система должна быть универсальной, настраиваемой под задачи любой компании, если эта система сделана нормально. Есть много всяких функций и опций, которыми она может пользоваться, а которыми будет не пользоваться.
Тогда каждая компания выбирает для себя, что ей нужно. Вот тогда это — нормально работающая система. А если будет дописываться для каждой авиакомпаниям индивидуально, то она работать не будет, потому что авиакомпаниям нужно обмениваться информацией.
Не просто же так делается, а для обмена информацией в единой базе. Многие авиакомпании находятся в партнерских отношениях, они между собой обмениваются информацией. Если у них информация разного формата, то это — неудобно.
Если у каждой компании информация разного формата, то надо еще придумывать, как им обмениваться информацией, писать какой-то алгоритм обмена, переформатирования этой информации. На мой взгляд, это неграмотно. Система должна быть универсальной.
Да, она может быть несколько адаптированной под заказчика. Может быть, он попросит какие-то дополнительные опции, которые ему нужны — конкретно ему, но больше никому. Это — возможно, но это — индивидуальная работа. А сама система должна быть универсальной.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала