Криль и миктофиды могут поддержать рыболовство России

Советник генерального директора ФГУП Нацрыбресурс Вадим Брухис

Какие направления необходимо развивать в российском рыбном хозяйстве? Ветеран отрасли, советник генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Вадим Брухис рассказывает о некоторых из них, в том числе производстве рыбной муки и другой продукции из криля и мелких видов рыб. В настоящее время в связи с необходимостью развития сельского хозяйства и аквакультуры это приобретает все большее значение во всем мире. А вот Россия теряет свои позиции.

Читайте предыдущие части цикла статей Вадима Брухиса "Морское рыболовство - прошлое, настоящее, будущее":

Рыба родом из СССР 

Эффективное рыболовство: Back in the USSR

Наши рыбаки не жалуют Мировой океан 

Намерения, программы и проекты у России имеются, но до реального воплощения дело никак не доходит. Потеряны былые передовые позиции в отдельных видах промысла. Пока другие страны все активней осваивают Мировой океан, Россия топчется на месте. Но стоячего положения нет. Кто не идет вперед, откатывается сам и теснится другими назад.

Очень важным для народного хозяйства страны является расширение производства рыбной муки, первоочередная потребность в которой составляет не менее 500-600 тысяч тонн в год для сельского хозяйства и для хозяйств аквакультуры. Недаром одной и важных задач, имеющих решающее значение в развитии аквакультуры, является производство рыбных кормов. Следует отметить, что в настоящее время практически все корма, в состав которых входит рыбная мука, в том числе для выращивания лососевых видов рыб, закупаются за рубежом. Некоторые специалисты считают, что реальная потребность страны в рыбной муке достигает 900 тысяч тонн.

Основной сырьевой базой для такого производства, помимо отходов от разделки рыбы для выпуска пищевой продукции, могут быть запасы криля, главного промыслового ресурса приантарктических вод, и миктофид, мелких мезопелагических рыб, большие запасы которых имеются в водах Антарктики, Атлантического и Тихого океанов. Одни и те же суда могу использоваться как для добычи и переработки криля, так и для работы на миктофидах.

Помимо муки из криля и мелких рыб, возможен выпуск и других видов продукции пищевого, кормового, технического, медицинского и ветеринарного назначения. Из криля, помимо муки, жира, мяса, пасты и мороженой продукции, можно производить и многие ингредиенты для использования в выработке медицинских, ветеринарных, лечебно-профилактических оздоровительных препаратов и БАД.

В настоящее время возможный улов криля в зоне действия АНТКОМ составляет около четырех миллионов тонн. На протяжении последних лет он практически не меняется, что свидетельствует о стабильном состоянии запасов. Хороший промысел возможен в течение восьми месяцев.

К добыче криля проявляют очень большой интерес многие страны. В последние годы его облов ведут до 13 крупнотоннажных судов Норвегии, Китая, Республики Корея, Японии, Украины и Чили. Российское судно Мурманского тралового флота вело лов в 2008–2010 годах.

Норвежцы из одной тонны сырья производят продукции на сумму около 700 долларов США. А в перспективе, с развитием технологий глубокой переработки сырья и выпуска широкого ассортимента ингредиентов, стоимость продукции, вырабатываемой из одной тонны сырья, значительно увеличится.

Следует особо отметить системный подход КНР к освоению ресурсов Антарктики. С 2009 года министерство сельского хозяйства Китая приступило к выполнению утвержденной государственным советом Китая национальной программы "Развитие и использование морских живых ресурсов Антарктики", включающей исследования сырьевой базы, способов добычи, технологии обработки, подготовки научных, управленческих и инженерных кадров.

Фирмы КНР для выполнения указанной программы купили и переоборудовали четыре бывших советских судна, конструктивно предназначенных для работы в сложных условиях Антарктики и ЮТО, а также периодически арендуют одно судно у норвежцев.

В декабре 2015 года подписан контракт между финской судостроительной компанией и китайскими компаниями на постройку судна длиной 115 метров с экипажем 99 человек. Этот проект включает в себя современные технологии для вылова и переработки криля, позволяющие осуществлять вылов традиционным тралом и с использованием непрерывного способа лова, а также производство замороженного криля, мяса, и жира (Omega 3) и другой продукции. Большие работы ведутся и в Норвегии, в том числе совместно с китайскими специалистами.

В России такие научные и практические работы почти не ведутся. Пока только озвучиваются намерения. Разрабатываемые проекты и программы возобновления промысла и переработки криля отклоняются из-за отсутствия средств. Наша страна, имевшая передовые позиции в добыче и технологиях переработки криля и миктофид, в настоящее время потеряла свои преимущества.

Подведомственный Росрыболовству научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Гипрорыбфлот" в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009- 2016 годы" в 2014 году закончил разработку концептуального проекта судна, предназначенного для добычи и переработки криля. Проект учитывает новые безотходные технологии, развитие оборудования, востребованность различных видов продукции и изготовление сразу несколько ее видов. Но дальше дело не продвигается.

Имеются намерения у предпринимателей. Одним из дальневосточных рыбопромышленников намечается проектирование и строительство трех крилевых судов с участием германской судостроительной верфи. Но опять же — пока это только намерение.

Для добычи и переработки криля и миктофид должны быть сконструированы и построены современные специализированные суда с принципиально новой технологией и техникой вылова и переработки, обеспечивающими снижение энергозатрат и повышение качества муки, жира и другой продукции.

При этом промысел криля и светящихся анчоусов с производством достаточно простой продукции: муки, жира, мороженого криля, мяса и фарша, — может быть начат переоборудованными, бывшими в употреблении российскими и иностранными крупнотоннажными судами, не дожидаясь постройки нового флота. По-видимому, было бы целесообразно приобретение трех траулеров и двух рефрижераторных транспортных судов с достаточной грузовместимостью для вывоза из районов лова всех видов готовой продукции и доставки туда необходимого снабжения и топлива. Не исключен вариант приобретения при необходимости танкера.

Предварительная проработка показывает, что добывающее судно должно вылавливать в сутки в среднем не менее 300 тонн рыбы или криля. При этом должен быть значительный резерв перерабатывающих мощностей для обработки пиковых уловов при хорошей промысловой обстановке. При его работе в районе промысла в течение 280-300 суток в год оно сможет выработать по крайней мере 15 тысяч тонн муки и пять или более тысяч тонн рыбного и крилевого жира, не считая другой продукции.

За год такая группа судов могла бы выловить до 270 — 300 тысяч тонн криля и светящихся анчоусов, выработать около 50 тысяч тонн (возможно, и более, в зависимости от ассортимента) пищевой, технической и кормовой продукции, включая мороженое и консервированное мясо криля и пасту. А также доставить продукцию в Россию или иностранным потребителям.

В случае организации промысловой деятельности по вышеуказанным объектам добычи, в том числе по строительству специализированных судов, потребуется новое инновационное оборудование и технологии, наряду с совершенствованием используемых в настоящее время в России и мире. Что открывает огромное поле деятельности для развития многих отраслей промышленности.